2.1. Ассортимент, качество и цены
Если в 1990 г. средняя парикмахерская услуга составляла в среднем 0,2% от месячного дохода жителя города, то в 1997 г. - уже порядка 6%. При том, что 46% москвичей имеют душевой доход менее 1000 руб. в месяц (в масштабе 1998 г.), мужская стрижка в парикмахерской стоит в среднем 70-90 руб., а женская 100-120 руб.
При таком соотношении доходов и цен возникает ситуация, когда значительная группа населения не может воспользоваться услугами парикмахерских или вынуждена ограничивать число своих посещений, а загрузка парикмахерских, по оценкам руководителей предприятий, составляет в среднем 48%, что является одним из самых низких показателей в сфере бытового обслуживания.
Основными причинами сложившейся ситуация являются:
- рост себестоимости услуг при резком (в 3-5 раз) увеличении в ее составе доли, приходящейся на коммунальные платежи, аренду помещений, начислений на зарплату и платежей по различным налогам. Действующие ставки арендной платы для парикмахерских (180 руб./кв. м) не дифференцированы по территории города. Они не учитывают значительных различий в рентабельности предприятий, расположенных в центре и на окраинах, и не оказывают стимулирующего воздействия на создание предприятий в отдаленных новых районах жилой застройки;
- высокие стартовые цены выкупа прав аренды или собственности на нежилые помещения; как правило, в недостроенных зданиях и в отдаленных районах, а также общая нехватка нежилых помещений для открытия новых предприятий отрицательно сказываются на развитии подотрасли и усилении конкурентной борьбы за потребителя как важного фактора регулирования цен и повышения качества обслуживания;
- парикмахерские испытывают неравную конкуренцию со стороны индивидуалов, большая часть из которых не зарегистрирована и не выплачивает налоги со своей деятельности; имеет место также "теневой" оборот в самих парикмахерских и косметических салонах. Эти факторы негативно сказываются на себестоимости и ценах на парикмахерские услуги.
Указанные причины свидетельствуют о необходимости осуществления комплексных мер по обеспечению ценовой доступности услуг парикмахерских, включая поддержку притока новых предпринимателей, гибкую фискальную политику, консолидацию и усиление контроля за деятельностью парикмахеров - индивидуалов и т.д.
Данные проведенных социологических исследований свидетельствуют о том, что порядка 12% потребителей не удовлетворены качеством услуг парикмахерских, а 38% считают, что цена на парикмахерские услуги не соответствует их качеству и объему работ. Последний показатель самый высокий среди всех подотраслей бытового обслуживания, причем это мнение практически полностью совпадает у потребителей со средним и низким уровнем доходов, пользующихся услугами обычных парикмахерских и салонов.
Это означает, что данный тип предприятий является наиболее проблемным и требует особого внимания при разработке программы развития подотрасли.
От решения проблемы "цена - качество" для предприятий, обслуживающих массового потребителя, во многом зависят перспективы роста спроса населения на парикмахерские и косметические услуги. Об этом свидетельствуют результаты опросов потребителей и руководителей предприятий (таблицы 4 и 5).
Обращает на себя внимание мнение руководителей о необходимости расширения ассортимента и повышения качества услуг своих предприятий как важнейших условий для привлечения дополнительного контингента потребителей. С точки зрения парикмахерского бизнеса, факторы ассортимента и качества также тесно связаны с положением, которое занимает данная фирма в иерархии предприятий сферы парикмахерских и косметических услуг, с контингентом клиентов и, как следствие, с уровнем рентабельности.
чаще пользоваться парикмахерскими услугами
1. | Более низкие цены | |||
2. | Более высокое качество услуг | |||
3. | Расположение предприятий в микрорайоне проживания |
Текст документа предоставлен компанией "Консультант Плюс".
Отзывы : 0