В июне в Нью-Йорке открылась выставка "Маленькие чудеса". Она предлагает взглянуть на духи, как на произведения искусства и даже как на амулеты. Стараниями поэтов и писателей укоренилось романтическое мнение о создании духов, а парфюмер стал представляться близким родственником алхимика. Возможно, пока аромат еще только создается это и так. Но за стенами лабораторий начинается другая жизнь, в которой духи во все времена были товаром, способным озолотить продавца или разорить его.

Существует ли гармония между искусством и бизнесом в парфюмерии, что происходит с искусством под действием реалий рынка, об этом можно судить по эволюции парфюмерных премий.

Этим летом сообщество парфюмеров отмечает сразу два юбилея: 30 лет премии FIFI Awards, которую обычно называют "парфюмерным "Оскаром", и десятую церемонию европейской награды FIFI. Когда-то FIFI Awards была цеховой премией, на которую собиралось около 250 участников-профессионалов. Со дня своего основания FIFI Awards заявила о себе, как о знаковом событии в мире парфюмерии. Первым ее обладателем стали "Chanel 19". Церемония всегда проходит в престижных залах Нью-Йорка. В 2002 году им стало здание Нью-Йоркской филармонии на Бродвее. Знак FIFI Awards спроектировал дизайнер флаконов номер один Пьер Динан (о нем "Красота-онлайн" писал в июне в статье "Дизайнеры флаконов").

Постепенно премия менялась. Росло число конкурсов, число участников и число приглашенных знаменитостей.

Нынешняя FIFI Awards - это прежде всего масштабная акция по раскрутке парфюмерных брендов, а потом уже профессиональная премия. Об этом свидетельствует и состав номинаций, в котором число премий за достижения в области рекламы и маркетинга больше, чем за "технические" успехи. И то, что на церемонию приглашается более 1500 гостей, при этом уже второй год билеты на нее поступают в открытую продажу. И, конечно, приглашение свадебных генералов, которых с парфюмерией роднят только духи на полочке в ванной, но которых любят телекамеры. Так, награда Essence of Charisma была вручена Биллу Клинтону. Две номинации объявлял хоккеист NY Islanders Алексей Яшин. Конечно, приятно, что самую престижную парфюмерную премию вручает русский человек, но какая связь - кроме обоюдного паблисити - между ним и FIFI?

Конечно, не может быть сомнений в представительности и авторитете FIFI Awards, в ее большой важности и для парфюмерной индустрии, и для популяризации знаний о парфюмерии. Помимо самой церемонии, Fragrance Foundation, ее организатор, проводит дискуссии и круглые столы, организует прекрасные выставки, содержит некоммерческий музей парфюмерии. То, что паблисити берет верх над искусством - не вина организаторов, а лишь отражение, простите каламбур, духа времени. Времени быстрого развития технологий коммуникации, рекламы, PR. И одновременно периода реструктуризации в моде, стремления крупных холдингов, владельцев Домов высокой моды повысить их рентабельность.

Для многих домов моды основным источником дохода, покрывающим затраты на неокупающийся кутюр, становится косметика и парфюмерия. Раньше выход каждого запаха был настоящим событием. Сегодня, одним домом, одной компанией может выпускаться по несколько духов в течение одного года. Запахи быстро появляются и быстро исчезают. Мы пришли к духам ad hoc. Есть такое понятие "классические духи". Fragrance Foundation относит к их числу духи, продающиеся по крайней мере 15 лет. Будут ли "классические духи" в XXI веке - вопрос.

С другой стороны, впечатление от аромата - очень субъективно. Как проявится запах зависит не только от типа кожи. но и от времени суток, погоды. У большинства людей обоняние развито слабо.

Возникает искус положиться не столько на гармонию аромата, сколько на "алгебру" агрессивной рекламной кампании и маркетинговым мероприятиям по его продвижению. Естественно при этом страдают качество и оригинальность духов. Именно в этом упрекал Ив Сен-Лоран Тома Форда за новую версию классических сен-лорановских духов Paris. Именно в этом видят негативную тенденцию развития парфюмерии и другие критики.

Противоречие между бизнесом и искусством в парфюмерии наиболее остро проявилось у нас, в России. И в этом случае показательна судьба парфюмерного конкурса. России, стране с большим парфюмерным рынком, с отличающимися от европейских и американских вкусами потребителей, нужна своя парфюмерная премия. Ей мог бы стать конкурс "Хрустальный букет", организованный Концерном "Калина". Три года его существования, с 1999 по 2001 - в десять раз меньше, чем у FIFI Awards, и, конечно, конкурсу еще надо было бы расти и развиваться. Тем более, что задел для этого был: финансовая поддержка крупного предприятия, солидный состав участников, интерес специалистов и СМИ.

Но "Хрустального букета" осенью 2002 не будет. Не будет его и в 2003 году. Как заявил Тимур Горяев, генеральный директор Концерна "Калина": "Реализация проекта в этом году была сорвана по вине крупнейшего производителя флаконов французской компании "Сен-Габен". В таких проектах счет идет на дни, а поставки пришли со значительным опозданием, и колпачки не подходили к флаконам".

Речь идет о флаконах для композиций "Лучший женский аромат года" и "Лучший мужской аромат года", составляемых на основе ароматов победителей конкурса и продаваемых только год. Концерн-организатор понес значительные финансовые убытки, и конкурс пришлось закрыть.

15 июля "Калина" подала на "Сен-Габен" (Saint-Gobain), огромную европейскую корпорацию, в суд с требованием выплатить более 400 тыс. евро компенсации за нанесенный ущерб. К сожалению, что и в парфюмерном мире, проза рынка берет верх над искусством . Жаль, что компании с мировыми именами сами подрубают тот сук, на котором они сидят, развеивают флер романтики и высокого искусства, которым окружена парфюмерия.

Арсений Загуляев

"Красота-онлайн" благодарит PR-агенство "Михайлов и партнеры" и лично Катерину Новикову за предоставленные материалы, а также агенство "PR+consultancy" и лично Ию Кузьменко за содействие.

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить