Проблема крупных сосудов



     Попытки достижения однородного прогрева и склерозирования крупных или глубоких сосудов и сосудов с повышенным давлением крови на нижних конечностях простым увеличением длительности импульсов воздействия (чем крупнее сосуд, тем больше его ВТР, тем длиннее должен быть импульс воздействия) или уровня лазерной энергии (чем больше энергии на поверхности кожи, тем больше ее проникнет вглубь) желто-зеленых лазеров обычно завершаются, в лучшем случае, рецидивами, а в худшем - термоповреждением здоровых структур кожи, пигментационными и текстуральными осложнениями.


     Основными ограничивающими факторами здесь оказываются сильное рассеяние в коже, относительно высокое конкурентное поглощение в меланине, относительно большой теплоотвод за счет кровотока и, как это ни парадоксально, слишком сильное поглощение оксигемоглобином.


     Дело в том, что когда лазерное излучение сильно поглощается в крови, плотность световой энергии в периферической части сосуда, обращенной к поверхности кожи, обычно выше, чем плотность энергии в центре сосуда. В том случае если диаметр сосуда и глубина проникновения лазерного света в кровь, определяемая коэффициентом поглощения в оксигемоглобине, являются величинами одного порядка, можно полагать, что все сечение сосуда охвачено лазерным воздействием. Однако, если, например, глубина проникновения лазерного света в кровь составляет 100-200 мкм, а диаметр сосуда - 1000 мкм, то фактически вся лазерная энергия поглотится в верхней периферийной части, обращенной к поверхности кожи.
     Центральная же часть сосуда с максимальной скоростью кровотока останется без воздействия. Таким образом, в крупном сосуде почти вся энергия желто-зеленого лазерного импульса может поглотиться уже в периферическом слое эритроцитов. Если сосуд располагается на нижних конечностях, то даже при небольшом его диаметре и поперечной неоднородности склерозирования, вероятность рецидива увеличивается из-за повышенного давления кровотока. Поэтому напрашивается одно решение — для обработки крупных и глубоких сосудов использовать лазеры ближнего инфракрасного диапазона, в котором и поглощение в гемоглобине, и рассеяние в коже выражены несколько слабее. В этом случае можно было бы достичь близкого к однородному прогрева и склерозирования относительно крупных и глубоких сосудов в соответствии с тем же принципом селективного фототермолиза.


     В ближнем инфракрасном диапазоне можно выделить несколько типов длинноимпульсных лазеров: александритовый (755 нм), диодный (810 нм, 970 нм), Nd:YAG (1064 нм).


      Александритовый и Nd:YAG лазеры
     Оксигемоглобин поглощает при 755 и 1064 нм очень слабо, и селективный фототермолиз скорее всего будет сопряжен с повышенной вероятностью термоповреждения кожи. Роль этих лазеров в склерозировании сосудов могла бы быть скорее вспомогательной, чем основной.


      Диодные лазеры
     Наиболее перспективными для селективного склерозирования крупных сосудов представляются диодные лазеры, генерирующие на 810 и 970 нм. В этом диапазоне рассеяние достаточно низкое, а оксигемоглобиновое поглощение относительно невысокое, так что прогрев крупных сосудов по всему сечению вполне возможен. С другой стороны, в диапазоне от 800 до 1000 нм располагается локальный пик поглощения оксигемоглобина, что могло бы быть достаточным для осуществления безопасного для здоровой ткани селективного фототермолиза. К тому же диодные лазеры отличаются надежностью, эргономичностью и относительно невысокой ценой. Впрочем, для определения их роли в лечении сосудистых патологий необходимы дополнительные исследования по клинической эффективности и безопасности.


Заключение




     Лазерная терапия сосудистых патологий представляет собой перспективное минимально инвазивное направление в дерматокосметологии. Однако, подобно остальным способам удаления сосудистых образований, лазерная терапия - потенциально травмирующее воздействие. Поэтому при выборе лазерной аппаратуры необходимо руководствоваться соображениями допустимого риска. Приходится признать, что идеальный лазер для сосудов, удовлетворяющий требованиям абсолютной безопасности и эргономики, не найден и найден быть не может. Лечение каждого пациента — это индивидуальный процесс, и ни одна теория, ни один дисплей не могут гарантировать, что расчетные параметры работы лазерной аппаратуры подойдут для обработки сосудов в данном конкретном случае, для данной конкретной патологии. Существуют лишь общие показатели клинической эффективности, безопасности, надежности и эргономичности лазерной аппаратуры. Сведения об этих показателях вполне доступны — необходимо лишь обратиться к широко публикуемому мировому клиническому опыту, ознакомиться с опытом коллег, прислушаться к советам экспертов по лазерным косметологическим технологиям, а в остальном следует положиться на собственный опыт и интуицию.
     В дополнение можно отметить некоторые тенденции в развитии лазерной техники для склерозирования сосудов. Желто-зеленые длинноимпульсные твердотельные лазеры (КТР и Nd:YAG с удвоением частоты и диодной накачкой), излучающие на длине волны 532 нм, по-видимому, в ближайшем будущем останутся наиболее эффективным, безопасным и надежным инструментом для лечения поверхностных сосудистых поражений с диаметром сосудов до 0,5 мм, в основном на лице. Что касается более крупных сосудов и сосудов на нижних конечностях, то следует ожидать результативности от инфракрасных длинноимпульсных, также твердотельных, а вероятнее всего, диодных лазеров в диапазоне 800-1000 нм. Эти две группы лазеров скорее будут дополнять, а не составлять альтернативу друг другу В случае сосудов с диаметром, превышающим 1,5 мм, наиболее эффективным методом, скорее всего, останется склеротерапия, пока не будет разработана какая-либо совершенно иная технология.


Карен Калайджян, к.ф-м.н. ООО "Лазертек", Москва.


Благодарим за предоставленный материал научный альманах "Косметика и медицина"


Редакция выражает благодарность д.ф.-м.н., проф. В.И. Масычеву ("Rosslyn Medical") u A.B. Фомину ("VittaAG") за рецензирование материала.

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить