Российская Ассоциация домов моды - крупнейшее объединение отечественных дизайнеров. Даже не подозревая об истинных масштабах нашей модной индустрии, нельзя пройти мимо такого события, как Неделя российской моды. С 28 по 31 октября в Москве проходила 10-я, юбилейная Неделя. Это событие совпало с 5-летием РАДМ. О том, что сегодня составляет заботы РАДМ, интервью с президентом Ассоциации Натальей Виноградовой.


- Для чего была создана Ассоциация российских домов моды?
- Одна из наших многочисленных задач поддерживать связь между дизайнерами и промышленностью. Основные доходы в модной индустрии идут с поточного производства, и все это прекрасно понимают. И чтобы иметь возможность творить, создавать какие-то фантазийные коллекции, дизайнерам приходится работать с промышленностью. Вот мы и помогаем дизайнерам найти общий язык с серийным производством.


- Чем еще занимается РАДМ?
- Мы участвуем общими стендами в выставках, в том числе и зарубежных. Сейчас, правда, зарубежное направление несколько поутихло, потому что наш рынок требует к себе все большего внимания. А здесь, в России, мы постоянно участвуем в выставках Мода-весна, Мода-осень, раньше участвовали в Консумэкспо , но сейчас это уже не наша выставка: там все-таки больше ширпотреб, нежели прет-а-порте, и туда просто идут не наши клиенты.


- Самое глобальное ваше мероприятие такого плана это Неделя российской моды?
- Неделя уже давно стала таким мероприятием, которое все равно происходит. Мы к нему так и относимся. В последнее время московские фирмы потеряли к нему интерес, существует все-таки еще неделя прет-а-порте. А вот региональные фирмы просто забрасывают нас заявками на участие. Это хорошо, но такого рода мероприятие мы не можем тянуть сами. У нас очень большая проблема со спонсорами но это, похоже, общероссийская проблема, то есть спонсоров в стране нет вообще. Неделя себя не окупает: она делается на средства участников. А если сложить все расходы по Неделе, получается до 5-6 тысяч долларов на участника. Но это невозможно, таких денег ни у кого нет. Но для проведения 10-й, юбилейной Недели спонсоры все-таки нашлись, тем более, Неделя российской моды не столько зрелищное, сколько рабочее мероприятие... Да, Это нормальная рабочая неделя, без всякой пафосности, и за это в Москве нас сильно бьют.


- Почему?
- Сейчас расскажу. Эта неделя предназначена для того, чтобы художника увидели нужные люди, заключили с ним контракт, написали о нем. Нам важно, чтобы в зале сидели представители промышленности, торговли и прессы. Все остальные нас в данный момент не очень интересуют, потому что наша цель - продвинуть фирму. А в Москве любят торжественность и пафосность, и нас ругают, за то, что зал маленький (на 800 человек), и мы не можем усадить всю тусовку, которая любит ходить на модные мероприятия. Ну нет у нас такой цели - сделать тусовочное мероприятие! А вот основную свою задачу мы замечательно решаем: фирмы потом еще полгода работают на том потенциале, который они набрали на Неделе.


- К моменту появления Ассоциации в России модной индустрии как таковой не было. Как же родилась идея вашей организации?
- Началось все в 1994 году, когда несколько наших фирм поехали в Париж на стенд. У жены тогдашнего посла Франции, русской по происхождению, была приятельница, интересовавшаяся модой. Она приехала в Россию, где-то что-то увидела из работ наших модельеров. Не поленилась, объездила много фирм, которые занимались именно разработкой модной одежды, и из них отобрала 14. И с достаточно серьезными льготами поставила нас отдельным стендом на Салоне прет-а-порте. Это была сенсация, кто только к нам не подходил! Но изнутри все выглядело несколько сложнее, потому что практически все фирмы приехали без готовых контрактов, без рекламного материала, который там крайне необходим. И даже без визиток. Не знали, как работать. На второй день стало понятно, что нас там не понимают. Не понимают, почему мы не можем ничего продать. А потому, что не готовы бумаги. Мне, наверное, больше повезло, мой дядя был деканом Академии внешней торговли, я-то во Францию выехала хорошо подготовленной: с контрактами на английском и французском, и со всеми рекламными материалами. Вечером второго дня мне пришлось устроить собрание: надо же было что-то делать, как-то позаботиться о престиже отечественной моды. Как-никак Россию представляли! В общем, эта поездка закончилась тем, что мы решили организовать профсоюз. Было понятно, что нужна общественная организация, которая будет отслеживать интересы дизайнеров создаст юридическую базу, и тканевую, и выставочную, будет проводить показы и фестивали и сделает еще многое другое.


- С какими трудностями РАДМ сталкивается сейчас?
- Да с теми же, что и большинство российских фирм... Есть сложные патентные вопросы, с сертификацией очень плохо. Сертифицирование стоит дорого, и все обычно думают: а ну ее, эту сертификацию, я коллекцию и так продам. А если выезжать с этой коллекцией за рубеж, то что, как личный багаж провозить в чемоданах? Тогда там сталкиваешься с другими проблемами, потому что не можешь продать эту коллекцию - документов соответствующих нет. Постоянно меняется законодательство. Налоги просто задавили. А брать-то их особенно не с чего. Российские дизайнеры платят около 94% налогов от оборота.


- Налог 94%?!

- Это не Ассоциация, у Ассоциации всего 4%: она не занимается коммерческой деятельностью, у нее уставные задачи. А вот фирмы платят. Можете представить, сколько можно было пустить в развитие производства? Маленькие предприятия на 20-30 рабочих мест не могут развиваться при таких налогах. Бывали абсурдные случаи, когда налоги доходили даже не до 100, а до 103 %. Сейчас пытаются разграничить дизайн и сферу быта и услуг. В сфере бытовых услуг гораздо больше льгот. Но не все ателье предпочитают называться домами мод. Есть и другая проблема, этического плана: называешься домом моды, ну так соответствуй этому! Иногда за громким названием ничего не стоит. Если дом моды, то он должен выпускать новые коллекции как минимум 2 раза в год, А у нас фирма может называться домом моды и шить на рынок. Причем из некачественной ткани.


– Ну, о чем-нибудь радостном расскажите... Вырос ли уровень российской моды?
- Да, вырос. Особенно в регионах. Кое-кто уже просто опережает москвичей, например, дизайнеры из Сибири, Урала. Оттуда приезжают такие одаренные художники, у нас все поражаются. Они заключают здесь контракты, открывают торговые точки, а уж в своих регионах у них столько магазинов!


- Региональные члены Ассоциации стараются закрепиться в Москве или все-таки нет?
- Здесь самый большой рынок. Через Москву легче раскрутиться, здесь и покупают больше, и засветиться проще. Когда по центральному телевидению показывают, в регионах это тоже видят. Как для Москвы Париж, так для регионов Москва.


Беседовала Виктория Селантьева

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить