Праздник Нового Года отмечают во всех странах мира. Он - один из самых нарядных, "вкусных", любимых праздников, приносящий радость и подарки" как детям так и взрослым. Два основных его атрибута: елка и дед мороз, оказывается, появились совсем недавно.

На Руси был обычай украшать дома ветками, которые не были еловыми, их заменяли ветки можжевельника и сосны. После Указа царя Петра Великого о праздновании Нового года, были даны разъяснения и относительно украшения ветками жилиц. Царь повелел в специально отведенных местах Гостиного двора продавать ветки, используемые для Новогоднего праздника.

Елка, как атрибут Нового года появилась значительно позднее. В Санкт-Петербурге в немецких семьях устроили елку, которую украсили по европейскому образцу в 40-е годы ХIХв.

Красивые игрушки, украшения в виде пряников, конфет, кукол очень понравились россиянам. Слух о нарядной лесной красавице моментально распространился не только по северной столице, но и по всей Россини. Так новогодняя мода из стран Скандинавии, а также Голландии и Германии перекочевала на российские просторы. На севере же обычай ставить рядом с домом небольшой высоты дерева существовал со времен Средневековья.

Не всегда в России приветствовали нарядные елки на Новый год. В 1914г. во время Первой мировой войны в г. Саратове для пленных германских солдат была наряжена елка, это вызвало протест среди горожан. В прессе появились заметки, которые осуждали этот поступок. Святейший Синод, учитывая развернувшуюся компанию, вынес решение запретить елку "как вражескую, немецкую затею".

После революции 1917 г. в Россини проводились разъяснения о том, что наряд едок, праздник Нового года - "буржуазный пережиток". Поэт Демьян Бедный написал по этому поводу такие строки:

"А граждане и гражданки
Из пустого баловства
Превращают елки в падки
В день святого Рождества".

Обычай, который очень полюбили сначала на Руси, а затем в России во времена новой, советской власти остался, хотя и был тщательно наполнен новым содержанием. Рождественская елка стала называться "новогодней" - даже на уроках английского в советских школах елку называли New Year tree, а не Christmas tree. Вифлеемскую звезду - обычно золотую, часто восьмиконечную, сменила красная пятиконечная.

Сегодняшние новогодние - а большинство людей все же не считает их рождественскими - елки являются примером причудливого смешения стилей, на них мирно уживаются советские игрушки (кстати, очень интересные, особенно игрушки до конца хрущевской эпохи), новые российские и западные. Пятиконечная "кремлевская" звезда на верхушке и ангелы - на ветвях.

Между тем, достаточно распространен обычай украшать елку фруктами и сладостями. Он также пришел из Германии. Первый день Нового года старались проводить весело, существовало поверие, что "как начнешь, так и пойдет". Что может быть большей демонстрацией достатка, чем спелые плоды на ветвях зимнего дерева. Яблоко считали символом достатка, так как осенью собирали хороший урожай. С осенней поры все семьи берегли яблоки до праздника зимы.

Какая же елка без деда Мороза? Как ни странно, в нынешнем воплощении дед Мороз появился на свет не очень давно, всего сто лег назад, в первой половине ХIX в. До этого образ новогоднего старика был скорее пугающий и отрицательный.

В восточнославянской мифологии было рассказано о том" что страшненький старичок с длинной бородой, злой и ворчливый бегает по полям, стучит палкой и вызывает сильные трескучие морозы. Со временем образ старикашки трансформировался, он стал более приятным. Восточные славяне представляли себе деда Мороза как сильного, богатыря-кузнеца который стучит молотком, вскрывает лед на реках, навевает снег на деревья, приносит метели, дует ветром, приносит холод.

Одним из самых древних ритуалов среди славян было задабривать деда Мороза. Накануне Рождества в каждой семье самый старший должен был выйти из избы на крыльцо и пригласить Деда Мороза "кисель ecть". Кисель считали лучшим блюдом, его предлагали для того, чтобы Мороз согласился не морозить землю" не губить урожай.

В Германии сто лет назад на новогоднюю елку приходил "солдат- кнехт Рупрехт". При нем всегда был большой мешок, в который прятал малышей. Со временем злость превратилась в добро, мешок был наполнен подарками, смягчился характер так же, как и внешний вид.

Деды Морозы или их "братья" во всех странах носят шубу, отороченную мехом, шапку, рукавицы. Однако между западной и российской традициями есть различия. Западной традиции Санта-Клаус носит красный полушубок, отороченный белым мехом. В российской Дед Мороз - длинную шубу, обычно не красную, а голубовато белую. в отличие от длинного колпака Санты, на голове Деда - небольшая шапка, отороченная мехом, напоминающая княжеские шапки Древней Руси. Санта подпоясан ремнем - Дед Мороз (кто знает, под шубой не видно, но наверное на нем светлый кафтан с кушаком). У Санты нет посоха, а у Деда Мороза - есть. Наконец, Санта - один, а у Деда Мороза есть очаровательная внучка.

Санта Клаус - легкий на подъем индивидуалист, вечно куда-то спешащий, смешно пузатый, громко хохочущий и врывающийся к вам в дом через трубу. Российский Дед Мороз - величественный отец семейства, мудрый и справедливый.

Ирина Сыромятникова

P.S. А Вы как считаете, что носит под шубой Дед Мороз?

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить