Цветы и грезы

Нет большей похвалы художнику, чем особый тип женской красоты, названный в честь него. Есть ботичеллевские красавицы и рубенсовские женщины. И есть La Femme Muchas - "Женщины Мухи". Девы-ангелы и сатанессы, Принцессы Грезы и жестокие богини экзотических племен. Они вдохновляли поэтов, им посвящали музыкальные вечера. Но мы знаем его больше по ресторанным панно и плакатам, по меню и открыткам. Сейчас у вас есть шанс увидеть подлинного Альфонса Муху, выдающегося мастера, виртуозно восходящего от деталей к Образу и от Образа к самой "незначительной" завитушке орнамента. Выставка плаката Альфонса Мухи "Цветы и грезы Ар-Нуво" открыта в Музее личных коллекций на Волхонке до 22 февраля.

Из сорока восьми лет творческой деятельности Альфонса Мухи десять были посвящены плакату. Небольшой отрезок жизни, с 1895 по 1905 год, сделал знаменитым чешского художника, без имени которого не может быть полной картина мирового модерна, стиля, «изобретенного» под влиянием индустриального прогресса и эстетики символистов.

Афиша постановки пьесы В.Сарду "Жисмонда" в Театре Ренессанс. 1895. (c) MUCHA TRUSTКульт линии и орнаментов, воцарение растительных, флореальных мотивов, акцент на культурах экзотических стран и переосмысление своих национальных традиций в целенаправленном декорировании быта - были характерны для искусства двух последних десятилетий XIX века, вошедших в историю как «Belle Epoque». Художники осваивали профессиональное ремесло, создавая утилитарные вещи, а ремесленники поднимались в своих творениях до высот истинного искусства. Альфонс Муха (Мюша - на французский лад) был не только ярким представителем нового стиля - «Ар нуво» в Париже, «Яцессии» в Праге, но и заставил говорить о собственном - «стиле Мухи». Как выразитель эстетических вкусов буржуазного общества, он фактически стал символом эпохи, ее хроникером.

В Париж Муха приехал в двадцативосьмилетнем возрасте. Любимым художником он называл Гюстава Моро, его увлечением была история, а отличительными чертами - упорство и сверхъестественное трудолюбие, позже вошедшее в легенды. В первые годы своего пребывания в Париже он исполнял небольшие заказы на оформление журналов, книг, образцов прикладной графики - меню, пригласительных билетов и визитных карточек. Свое первое предложение сделать плакат Альфонс Муха получил в парижской мастерской Лемерсье, где в это время он по счастливой случайности работал с печатниками над оттисками с рисунков своего приятеля.

Идеи, осуществленные в проекте театральной афиши к постановке спектакля «Жисмонда» с великой Сарой Бернар, были подготовлены его предыдущим опытом. В раннем творчестве Мухи явно прослеживается влияние концептуальных предшественников модерна - прерафаэлитов, английских художников середины XIX века, смущавших воображение следующего за ними поколения меланхоличностью палитры, мрачной символикой сюжетов и фатальной натуралистичностью живописи.

Афиша постановки пьесы У.Шекспира "Гамлет". 1899. (c) MUCHA TRUSTЖанр плаката, с его особыми требованиями к изобразительному строю, истребил все недостатки сложносоставных композиций Мухи, лишив их фабульности и дотошной детализации. Афиша немедленно была признана шедевром в сваем виде искусства, а художник нашел признание, которое в большой степени было связано с личностью выдающейся французской актрисы Сары Бернар. Ее влияние на мировоззрение и формирование нового творческого стиля Мухи трудно переоценить. Его готовность к культу Дамы, девы-ангела, феи, демонической женщины, Принцессы Грезы, нашла идеальный объект - в одном лице воплощались все образы, отвечающие умонастроениям и моде тех лет.

В 1895 году актриса заключила договор с художником на выполнение афиш и программ к ее спектаклям. Это пятилетие, период их сотрудничества, по праву можно назвать самым успешным в творчестве Альфонса Мухи. Он занимается сценографией, проектирует театральные костюмы и ювелирные украшения Сары Бернар. Одновременно с этим плодотворно работает в других видах искусства - дизайне мебели, костюмов, интерьеров.

Количество заказов росло с невероятной быстротой, а популярность творчества художника была такова, что почти сразу же заговорили о «феномене Мухи». Появилось понятие «La Femme Muchas», его женские образы вдохновляли поэтов, им посвящали музыкальные вечера. Рисунки и акварели, переведенные в технику литографии, расходились тысячами экземпляров - плакаты, декоративные панно, художественные открытки. Объявленные бесплатным приложением к журналам, эстампы и календари Альфонса Мухи поднимали тиражи изданий «La Plume», «L'Estampe Moderne». Муха не раз с гордостью писал о том, что делал многое, чтобы его искусство было доступным и понятным каждому. Вырабатывая свои стилевые приемы, он безошибочно следовал конъюнктуре: умеренный символизм, буржуазная роскошь ар нуво, легкий налет мистицизма, чувственность в рамках приличия и обнаженность модели в границах дозволенного. Художник избегает геометрически четких форм и прямых углов, в его линиях сознательная кривизна, волнообразная подвижность и гибкость, столь характерные для нового стиля.

Декоративное панно из серии "Времена года". Зима. 1896 (c) MUCHA TRUST Еще одна отличительная черта плакатов Альфонса Мухи - это редкая согласованность текстовой графики с изображением. Заслуга Мухи в том, что он ввел текст в структуру листа, наделил его образностью и общей стилевой завершенностью. Поле текста принимает геометрические формы, повторяет арочные изгибы и статичность оснований архитектурных строений, вплетается в локоны женских волос, вписывается в причудливые виньетки.

Модерн, исчерпав себя, увял, уступив место новым направлениям в искусстве. Ар деко и функционализм оказались непримиримыми к своему предшественнику. Обвиненный в слащавости и вульгарности, стиль «прекрасной эпохи», как и творчество одного из главных его идеологов, были надолго забыты.

Но когда начал возрождаться интерес к модерну, вспомнили и творчество чешского мастера. В конце XX века образы его «чаровниц» вновь эксплуатируются, иногда без указания авторства, огромными тиражами в календарях, конвертах, игральных картах и суперобложках женских романов. Пожалуй, такая популярность Мухи сыграла негативную роль в оценке его творчества у многих любителей искусства.

Посетители выставки "Цветы и грезы Ар Нуво"«Стиль Мухи» не так прост, как кажется. Редкий композиционный талант, безупречное владение рисунком, умение организовать и собрать плоскость листа, а главное — верное чувство стиля - сделали его недосягаемым для дилетантского близорукого копирования.

Справедливым было бы назвать ряд талантливых плакатистов, работавших под влиянием произведений мастера - бельгиец Прива Ливемон, румын Палеолог, французы Поль Бертон, Жан Атш, Анри Тирье, итальянец Эммануэль Орази, поляк Станислав Выспянский. В России прямым подражателем Альфонса Мухи был Сергей Соломко, заимствовавший в своих композициях приемы чешского плакатиста, повторявший позы и ракурсы его моделей.

Помимо литографий в собрание Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина входит одна акварель Альфонса Мухи, демонстрирующая его мастерство рисовальщика и умелого стилизатора. Это проект обложки, посвященный русской теме. В композиции с женскими фигурами в пышном убранстве национальных костюмов можно увидеть гербы России и Москвы: двуглавого орла и Георгия Победоносца.

Текст: И.А.Никифорова, куратор выставки; А.Загуляев.

Организаторами "Цветы и грезы Ар Нуво" стали Министерство Культуры РФ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Фонд Мухи (© MUCHA TRUST) при участии Чешского культурного центра, возглавляемого госпожой Катариной Новотной. Фотографии с негативов Альфонса Мухи любезно предоставлены внуком и наследником художника – Джоном Мухой.

Выставка плакатов и декоративных панно Альфонса Мухи – первая из предполагаемой серии выставок афиш Франции, Англии, Германии, Америки, Дании, Польши, Испании из собрания Музея.

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить