Александр Васильев прочитал лекцию - Рождение искусства Haute Couture
29 ноября историк моды Александр Васильев прочитал лекцию "Рождение искусства Haute Couture". Она была посвящена Чарльзу Фредерику Ворту (1925-1895), выдающемуся создателю моды, основоположнику высокой моды.
Ворта, родившегося в бедной семье, американцы могли бы назвать self made man ("человек, сделавший себя"). Не получив образования, к концу жизни он превратился в знатока искусств и обладателя хорошей коллекции артефактов XVIII века. Как и многие люди, добившиеся успеха путем долгой и тяжелой работы, Ворт обладал тяжелым характером. Он мог страшно ругать своих портних, мог придти в прис
утственное место навеселе; мог быть деспотичен, особенно в вопросах стиля.
Ворт умел привлекать клиенток и из среды аристократии, и буржуазии, и преуспевающей богемы (Сара Бернар, Элеонора Дузе).
Противоречивый, парадоксальный пример Ворта еще раз показывает: отношения между клиенткой и создателем моды, отношения в свете через призму моды, неоценимо важны для того, чтобы моду понимать. Умение или неумение человека держать себя может уничтожить замысел создателя моды или проявить его в полной мере. Поэтому сегодня беседа с Александром Васильевым о хорошем тоне и аристократизме.
Александр Васильев: Важны, и не только в лекциях! Люди в России получили деньги, построили дома, но практически не умеют себя вести: не здороваются, не умеют быть любезными, не умеют улыбаться, не умеют принимать подарки и делать их. Во всяком случае, лишены всякого светского лоска. Я попадаю здесь в некую рустикальную, почти народно-крестьянскую пучину, где чувствую себя не в своей тарелке. Поэтому, мне кажется, чем больше людей я воспитаю, тем будет лучше для страны.
Кр-Он: Вам интересно было бы написать некое исследование о манере вести себя? Поступали ли Вам предложения об этом?
А.В.: Не уверен, что у меня есть время на это. Кроме того, я не считаю себя экспертом в этой области. Я бы эту работу скорее бы передал кому-нибудь из моих знакомых, кто старше меня и кто родился в стране с традициями.
А.В.: Надо быть шикарными. Надо уметь быть благодарными, уметь всегда сохранить уровень отношений. Быть нетривиальным в отношениях с людьми. Я этому научился в Париже.
Кр-Он: Кого Вы можете назвать в числе Ваших учителей светского лоска?
А.В.: Людмила Лопато, думаю, много на меня повлияла. Принцесса Строцци… Я знал многих аристократов и знаю до сих пор. Это меня ОЧЕНЬ многому научило. Единственные люди, которые умеют себя вести, это аристократы. В России нет аристократов, поэтому никто и не умеет себя вести.
Кр-Он: Были ли у люди, перед встречей с которыми, Вы особенно нервничали и кого стеснялись?
А.В.: Да, конечно: Королева Бельгии, Шведская Королева. Я всегда робел перед встречей с ними. Преодолевал я робость только опытом. После встреч с ними, я не робею ни перед одним титулом, а уж перед нетитулованными совсем не могу оробеть.
А.В.: Не нужно, потому что он их тогда не заработает. Наоборот, нужно показать, что у него много стиля, но нет денег, и тогда он их заработает. Я нахожу глупой покупку одежды дорогих марок на последние деньги, потому что она выходит из моды. Верно сказано: "Следить за модой - смешно, а не следить - глупо". Нужно находиться между двумя этими полюсами.
Кр-Он: Возможно ли у нас возрождение аристократии?
А.В.: Сейчас оно происходит. Мы переживаем волну становления нового дворянства.
Кр-Он: Им станет разбогатевшая сейчас бизнес-элита в энном поколении?
А.В.: Да, бизнес-элита в энном поколении, которая себе или купит титул вместе с дворцом или каким-то другим способом войдет в число аристократов. Возьмите пример баронессы фон Гечмен-Вальдек. Она - просто советская девушка, которая вышла замуж за австрийского барона. Но, смотрите, какой пиетет к ней, потому что она стала баронесой. Другой пример: Елена Щапова, первая жена писателя Эдуарда Лимонова. Когда она стала графиней ди Карли, к ней стало совершенно другое отношение, чем к Лене Щаповой. Своих князей мы расстреляли или повесили, но всегда готовы взять напрокат чужих, вроде Майкла Кентского.
Кр-Он: Большие средства и определенный уровень жизни обязателен для аристократии?
А.В.: И да, и нет. Бывает также аристократия духа. Между тем, в стране, где нет аристократии, не бывает светской жизни никогда. Ведь аристократия больше всего привлекает внимание.
Кр-Он: Насколько важна кровь?
А.В.: Кровь очень важна. Генофонд - одна из самых существенных вещей сейчас. Сейчас заметно, когда пошла мода на профиль в фотографии. Мы видим, что в России "фас" найти можно. Хорошенькие девушки есть. Но девушек "с профилем" не существует.
Кр-Он: Есть ли явления, которые в Российской светской среде считаются хорошим тоном, но вызывают у вас ироническую усмешку?
Люди не умеют просто мило улыбаться. В России не знают, что такое комплимент. В крайнем случае, могут сказать: "Свет, шикарно выглядишь". Но это очень общо, ведь люди не могут выделить чего-то маленького, индивидуального, что было бы близко тому, кому этот комплимент делают.
Но есть прогресс. Я не вижу безвыходности в России. Сам факт, что я работаю здесь так много, говорит не только о том, что мне это интересно, но и о том, что я вижу плоды своей работы. Мои книги, телепередачи, лекции, я считаю, пошли только на благо страны, которая становится более цивилизованной. Все, что я рассказал, например, о Чарльзе Ворте, не найдет практического применения в завтрашнем дне слушателей, но станет частью мозаики их общей культуры.
Кр-Он: Что бы вы назвали сегодня хорошим тоном?
А.В.: Позитивное отношение к жизни. Еще нужно помнить, что "вежливость - это самый дешевый из предметов роскоши".
Интервью: Арсений Загуляев
Отзывы : 0