Яркая и оригинальная футболка (тишотка, майка, T-shirt) - простой способ выделиться в современном людском Вавилоне. Это лежит на поверхности. Если посмотреть глубже, окажется, что футболка столь же знакова для конца ХХ - начала XXI века, как некогда фрак денди.

Читаем у Лотмана: ""Грубый" и спортивный, он [фрак - АЗ] воспринимался как национально английский. Французская предреволюционная мода культивировала изящество и изысканность английская допускала экстравагантность и в качестве высшей ценности выдвигала оригинальность".

Футболка груба, спортивна и часто экстравагантна. Если фрак противостоял аристократичности моды рококо, футболка - альтернативна буржуазной претензии на утонченность, рубашке и галстуку (да и поло можно тоже сюда включить). Футболка пришла в Америку с потерянным поколением ветеранов Первой мировой. Их дети в 50-х совершили свою революцию: считавшуюся нижним бельем футболку стали носить сверху. Первыми футболочными иконами стали в 1950-х rebel Джеймс Дин, outsider Марлон Брандо и enfant terrible Джон Уэйн. С тех пор, как в 60-х люди открыли очевидное: на футболке можно писать и рисовать, она неизменно становилась атрибутом всех субкультур: от хиппи до рейва. На весь мир стали известны футболки Сида Вишеза (со свастикой), Мадонны (Italians do it better!) и других звезд шоу-бизнеса. Много шума в модном мире наделала ругательная футболка, на которой написано Tom Fraud (Том Обманщик) и изображен знаменитый дизайнер Том Форд с усиками Гитлера.

Провокационные футболки - средство выпускать пар для людей общества политкорректности. Конечно, просто футболки, спортивные футболки, футболки с лейблами, корпоративными символами, с интернет-адресами и так далее имеют полное право на жизнь. Никто не призывает к провокации ради провокации. Просто так уж получилось, что все они оказываются на удивление "пресными", лишенными задора и креативности.

Если бы не 11 сентября, кому нужна была бы футболка NYFD (New York Fire Dept.)? Я не сочувствую Бен Ладену. Но пакистанская футболка Osama world hero - круче, чем God bless America. Вы бы стали носить на груди "Широка страна моя родная"? Вот Bin Laden Wanted dead or alive - совсем другое дело. Вспомним фильм "Плутовство". Дастин Хоффманн с Де Ниро объявляют фальшивую войну Албании. Они выпускают футболки. На них написано просто. Понятно и до дрожи неполиткорректно: "F*CK ALBANIA!"

Итак текст может быть любой от добродушного юмора до провокации. Одно условие - он должен быть ОРИГИНАЛЬНЫМ.

Отечественная футболочная культура пока страдает от отсутствия оригинальности. Перестройка хотя и легализовала ее, но сыграла отрицательную роль в ее развитии. Желая срубить с интуристов как можно больше денег, первые кооператоры довели до абсурда модную тогда политизированность и увлечение советскими символами. Провокационность с распадом СССР сошла на нет. Атавизмы "Mc Lenin's", "KGB's looking after you" и тому подобные экземпляры, уже лет 15 (!) продающиеся на Арбате, давно неактуальны. Остальные футболки за редким исключением представляют собой кальку с западных прототипов. К ним относятся как майки с рок-поп-старз, так и всевозможные че гевары, листья ганджи и фрейдистские What's on man's mind. На безрыбье неплохо смотрятся разве что агрессивная "Kalashnikov world tour" с автоматом и списком "Ангола"," Афганистан", и т.п.; и ориентированная на туристов "Been in Moscow. Seen no bears".

Выгодно выделяются футболки политических партий и общественных движений. Безусловно, вершина отечественного футболочного творчества - "Все путем". Великолепна своей лаконичностью, проработанностью комбинации фона, изображения и слогана. Призыв с одной стороны является ответом на "Как дела?" - "Все путем!", в смысле "все хорошо", а с другой, вызывает ассоциацию "путь" - идущие по этому пути.

Однако такого качества достигают далеко не все. Оригинальность партийной футболки напрямую зависит от того, насколько серьезно политтехнологи собираются работать с молодежью. Если серьезно, то появляется хорошая запоминающаяся футболка. Если для галочки - на футболке гордо (и топорно) рисуется партийный символ.

С теорией у нас много лучше, чем с практикой. Современная русская литература не чурается темы футболки. Первым внимание ей стал уделять Э. Лимонов. В его рассказах, кстати, футболка начинает называться "тишот" и "тишоткой". Тишотка у Лимонова может обладать хулиганским шиком, а может солдатской суровостью. Она - атрибут современной роковой женщины: "Она кружилась, счастливая, перед зеркалом в красной тишотке с надписью "Кокаин". Она же - знак пропасти между автором-героем, индивидуалистом и аутсайдером, и толпой французских мажоров. "Разорванная тишот с Killers world tourne на груди, задиристо обнажила себя толпе".

Через 15 лет В.Пелевин в "Generation П" смотрит на футболку по другому, с иронией. Он исходит из того, что в конце 1990-х и сами мажоры не прочь надеть провокационную футболку и не жалеет яда, описывая процесс выбора тишотки в магазине "Путь к себе".

Если же говорить о самих носителях футболок, о наших соотечественниках, ситуация меняется к лучшему, по крайней мере в Москве. Еще несколько лет назад большинство футболок составляли азиатские версии D&G, Gucci, Armani. Сегодня их по прежнему много, но люди все чаще проявляются свою индивидуальность в выборе футболки.

Благо в этом сезоне, ее приветствует и мода. Она предлагает не только бесконечность картинок и надписей, но и множество вариантов рукавов. Очень "in" футболки без таковых (muscle-shirt) и со срезанными под углом, как в японской самурайской одежде, рукавами. Мода говорит: "Выпендривайтесь как можно больше!"

Арсений Загуляев

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить