В каждой театральной системе под влиянием особенностей жанра, художественного оформления создаются свои формы грима. В этом отношении уникален театр Востока. В Китае, Японии, Корее издавна существовал грим, в котором ощущалась символика цветов, наряду со сложной росписью лица применяли маски из папье-маше, картона, кожи.

«Грушевый сад» («Ли-юань») китайский классический театр возник в VIII веке н.э. Молодые китайские актеры объединились в труппу при императорском дворе Танской династии Сюань-Цзуна. Со временем театр из придворного становится общедоступным, народным. Общую любовь завоевали комический персонаж «чоу», разговор которого был понятен простому народу. В спектаклях используют пять «амплуа», которые становятся стандартными для китайского театра. Актеры стали придерживаться установившимся законам театральной игры.

Китайские спектакли сильно отличаются от европейских, на сцене не было нагромождения декораций, бутафории; старинные здания, где проходили спектакли имели только дневное освещение. Главным в театре считали актера, игра которого должна была быть высоко профессиональной. Актеры должны были изучать и придерживаться установленных канонов, которые определяли речь, мимику, жесты, весь внешний облик в том числе и грим. Этим объясняется своеобразие движений, эмоциональные элементы, пение, жесты. Задачей китайского актера было создать тип, а не индивидуальный характер.

Грим наносили не для подчеркивания индивидуального характера, индивидуальных деталей, особенностей лица и мимики, а для символического изображения всего комплекса черт характера определенного персонажа, прибегая к помощи условной росписи лица, цвета которой имеют символическое значение. Каждый цвет в гриме имеет свое значение, например, белый цвет преобладает в красках лица злого и коварного персонажа. Считалось, сто жестокие негодяи творят свои черные дела хладнокровно, без эмоций, перемены мимики лица. В гриме порядочного, честного человека преобладали красные краски, так как думали, что он краснеет, если произносит лживые обещания или принимает в дурном поступке. Если в лице превалировали зеленые цвета, то это обозначало, что этот человек живет в лесу, возможно это разбойник или борющийся за свои права повстанец. Очень темный цвет лица отличал честного человека, таким своеобразным манером была увековечена память о справедливом, мудрым и честным министре Бао, прославившегося добрыми делами в Сунскую эпоху. Имя этого министра стало синонимом порядочности.

Цветами «неестественного характера» гримировали фантастические существа, среди них выделяли оборотней, духов, фей и демонов. К таким цветам относили -пурпуровые и синие. Для мужских ролей «изин», «хуаляно» (раскрашенное лицо) применяли сложный, условный грим лица, в каталоге можно было насчитать более 60 вариантов различной росписи лица. Сценические персонажи принадлежавшие к отрицательным, обладающие скверным характерами, а также воинственные герои могли нарисовать на своем лице подобные рисунки. В китайском гриме имел значение не только цвет, но и рисунок, так симметрическая роспись обозначала положительный характер, а асимметричная - отрицательный.

Сценические персонажи могут иметь значки, рисунки, которые наглядно указывают на индивидуальность, черты характера, например, актеру изображавшего императора рисовали дракона над глазом, а точки обозначали небесное светило, являясь как бы символическим изображением солнца. Точку разрешалось ставить на лице только основателя династии. Рисунком можно было переделать состоятельность, богатство, счастье, радость, горе, например, значок поставленный на переносье в виде летучей мыши (иероглиф «фу» - счастье) свидетельствует о том, этот человек родился под счастливой звездой, ему сопутствует удача. Большое значение в гриме было отведено бороде, она могла определять возраст, черты характера.

Женские гримы ограничивались приукрашиванием лица, лица сильно белили и румянили, чернили брови и глаза. Уникален грим в японском театре. В XYI в. в эпоху позднего феодализма возник театр «Но», позднее - "Кобуки". В театре «Но» применяли маски из папье-маше, кожи, которые носили ведущие актеры. Существовал прием в гриме, называемый «кумадори», характеризующийся смелыми мазками синего, черного, красного, серого на белом фоне. Красные линии символизируют гнев, раздувшиеся вены, потрясение от неблаговидных поступков. Техника гримирования была такая же как и в китайском театре, использовали сухие краски разводимые на воде, с добавлением нескольких капель ароматического масла. Наложение грима происходило ладонями рук, рисунок на «загрунтованное» (покрытое общим тоном) лицо рисовали кисточками.

В индийском театре при показе малабарских мистерий -«катакхали» грим актеров превращался в маску, мимики не было только застывшее выражение лица. Существовала условно-символистическая раскраска, характеризующая тип, сценический персонаж. Грим делали в несколько приемов, сначала наносили кашицу из рисового клейстера несколько слоев, по мере его подсыхания. На высохшую поверхность наносили символические рисунки. Многие сюжеты спектаклей были заимствованы из индийского эпоса - «Рамаяна», «Махабхарата». Персонажи разделяли на несколько групп, каждая имела свой рисунок грима. В малайском театре на лицо актера надевали овальную дощечку, на которой было нарисовано лицо, сделаны отверстия для глаз, рта, носа. Внутри маски была палочка, которую актер должен был держать во рту, так крепилась маска на лице. Текст пьесы читал актер-чтец.

В Индонезии театр масок «Топенг» был создан на основе культа мертвых, отсюда и название самого театра. Слово «топенг» обозначает «маска усопшего». Маски персонажей были просты, представляли овальные дощечки с нарисованными на них выражениями лица: радость, грусть, злость. Крепилась маска на лицо при помощи петельки с внутренней стороны, которую актер зажимал ртом, так делали для пантомимы, для других спектаклей маску привязывали вокруг головы веревочкой.

Ирина Сыромятникова

Читайте также: Грим в русском театре.

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить