Грим в театре Востока
В каждой театральной системе под влиянием особенностей жанра, художественного оформления создаются свои формы грима. В этом отношении уникален театр Востока. В Китае, Японии, Корее издавна существовал грим, в котором ощущалась символика цветов, наряду со сложной росписью лица применяли маски из папье-маше, картона, кожи.
Китайские спектакли сильно отличаются от европейских, на сцене не было нагромождения декораций, бутафории; старинные здания, где проходили спектакли имели только дневное освещение. Главным в театре считали актера, игра которого должна была быть высоко профессиональной. Актеры должны были изучать и придерживаться установленных канонов, которые определяли речь, мимику, жесты, весь внешний облик в том числе и грим. Этим объясняется своеобразие движений, эмоциональные элементы, пение, жесты. Задачей китайского актера было создать тип, а не индивидуальный характер.
Грим наносили не для подчеркивания индивидуального характера, индивидуальных деталей, особенностей лица и мимики, а для символического изображения всего комплекса черт характера определенного персонажа, прибегая к помощи условной росписи лица, цвета которой имеют символическое значение. Каждый цвет в гриме имеет свое значение, например, белый цвет преобладает в красках лица злого и коварного персонажа. Считалось, сто жестокие негодяи творят свои черные дела хладнокровно, без эмоций, перемены мимики лица. В гриме порядочного, честного человека преобладали красные краски, так как думали, что он краснеет, если произносит лживые обещания или принимает в дурном поступке. Если в лице превалировали зеленые цвета, то это обозначало, что этот человек живет в лесу, возможно это разбойник или борющийся за свои права повстанец. Очень темный цвет лица отличал честного человека, таким своеобразным манером была увековечена память о справедливом, мудрым и честным министре Бао, прославившегося добрыми делами в Сунскую эпоху. Имя этого министра стало синонимом порядочности.
Цветами «неестественного характера» гримировали фантастические существа, среди них выделяли оборотней, духов, фей и демонов. К таким цветам относили -пурпуровые и синие. Для мужских ролей «изин», «хуаляно» (раскрашенное лицо) применяли сложный, условный грим лица, в каталоге можно было насчитать более 60 вариантов различной росписи лица. Сценические персонажи принадлежавшие к отрицательным, обладающие скверным характерами, а также воинственные герои могли нарисовать на своем лице подобные рисунки. В китайском гриме имел значение не только цвет, но и рисунок, так симметрическая роспись обозначала положительный характер, а асимметричная - отрицательный.
Женские гримы ограничивались приукрашиванием лица, лица сильно белили и румянили, чернили брови и глаза. Уникален грим в японском театре. В XYI в. в эпоху позднего феодализма возник театр «Но», позднее - "Кобуки". В театре «Но» применяли маски из папье-маше, кожи, которые носили ведущие актеры. Существовал прием в гриме, называемый «кумадори», характеризующийся смелыми мазками синего, черного, красного, серого на белом фоне. Красные линии символизируют гнев, раздувшиеся вены, потрясение от неблаговидных поступков. Техника гримирования была такая же как и в китайском театре, использовали сухие краски разводимые на воде, с добавлением нескольких капель ароматического масла. Наложение грима происходило ладонями рук, рисунок на «загрунтованное» (покрытое общим тоном) лицо рисовали кисточками.
В Индонезии театр масок «Топенг» был создан на основе культа мертвых, отсюда и название самого театра. Слово «топенг» обозначает «маска усопшего». Маски персонажей были просты, представляли овальные дощечки с нарисованными на них выражениями лица: радость, грусть, злость. Крепилась маска на лицо при помощи петельки с внутренней стороны, которую актер зажимал ртом, так делали для пантомимы, для других спектаклей маску привязывали вокруг головы веревочкой.
Ирина Сыромятникова
Читайте также: Грим в русском театре.
Отзывы : 0