Обзор мирового и европейского рынка парфюмерии и косметики


Проблемы, стоящие перед российской косметической индустрией.


Бруно Керель, международный консультант, экс-директор Департамента международной экономики французской федерации производителей парфюмерии.



     Исследования поведения потребителей являются дорогостоящими и в России распространены мало, однако косметика имеет универсальное значение на стыке удовольствия, внешности и пользы.
     Российским потребителям, как и потребителям в других странах, нужна косметическая продукция - эта потребность проявлялась в различных обстоятельствах, причем, в области косметики между Россией и Францией существует очень тесная связь, чем не могут похвастаться никакие две другие страны.
     Я не считаю себя достаточно компетентным, чтобы излагать многочисленные факты, подтверждающие существование тесных отношений между нашими народами и между представителями косметической промышленности наших стран. Так что вполне можно утверждать, что Москва имеет определенное отношение к самым продаваемым духам в мире, и в этом утверждении нет никакой натяжки, поскольку наша замечательная профессия основана на взаимопроникновении культур.
     К сожалению, наверное, не все представители нашей профессии сегодня помнят о москвичке, которая владела магазином косметической продукции на Елисейских полях, пользовавшимся большой популярностью у парижан. Конечно, это давняя история. Даму звали Кева, и ее магазин находился недалеко от магазина другой знаменитой парфюмерной фирмы - Guerlain, выход которой на международный рынок начался с Москвы, куда были поставлены духи Jicky.
     Не буду продолжать эти воспоминания, так как они уводят нас в сторону от нашей основной темы, но надеюсь, что историки уделят должное внимание этой части нашего совместного прошлого, которая и сегодня способна объяснить многое, и в частности мою радость от встречи с вами.
     Вернемся к нашему плану и поговорим о вызовах, стоящих перед российской косметической индустрией. Вот уже более 20 лет я живо интересуюсь тем, как в России развивается косметика, и являюсь непосредственным свидетелем возрождения российской косметической индустрии, о котором, кстати, в Европе осведомлены недостаточно. Если позволите, начнем с негативных аспектов, которые всем известны, но о которых мы зачастую стесняемся говорить.
     Речь идет о явлениях, которые приводят к дестабилизации российского рынка и мешают появлению на нем качественных товаров отечественного производства. Это - параллельный импорт, низкокачественная имитация, подделка.
     Общая характеристика этих явлений состоит в том, что они основаны на эксплуатации в неблаговидных целях интереса потребителей к известным торговым маркам.
     Параллельный импорт заключается в выпуске на рынок в обход законных импортеров и сетей сбыта оригинальной продукции сомнительного происхождения.
      Эта практика наносит ущерб торговой марке и вводит в заблуждение потребителя, не гарантируя ему ни подлинности продукта, ни качества обслуживания, на которые он вправе рассчитывать, имея дело с законной сетью сбыта. Хочу подчеркнуть, что в осуществлении этой практики ответственны не производители и не государственные власти, а посредники, получающие выгоду от такого рода деятельности.
     При использовании параллельных сетей сбыта к проблеме качества продукции, соблюдения условий ее хранения и доставки добавляется также проблема выпуска на рынок подделок.
     Что касается подделок, то мне представляется излишним говорить об опасности, которую они представляют, как с точки зрения возможного нанесения вреда здоровью потребителя, так и с точки зрения той связи, которая всегда существует между поддельной продукцией и криминальными структурами.
     Учитывая эти обстоятельства, российские и французские власти прилагают значительные усилия по наблюдению за рынком, изъятию поддельной продукции и преследованию мошенников.
     В этой связи хочу подчеркнуть важность визита делегации инспекторов Госстандарта, которые два года назад побывали во Франции и встретились с французскими представителями промышленности и контрольных органов с целью совершенствования методов работы.
     Эта деятельность будет продолжена, и должен отметить, что как французские профессиональные федерации, в том числе и ПР (Федерация производителей парфюмерной продукции), и государственные ведомства, так и их российские коллеги всегда проявляли стремление к тесному сотрудничеству в этой области.
     Что касается имитаций, которые на протяжении многих лет заполняли советский рынок, служа своего рода заменителями известных торговых марок, то должен сказать, что в силу своего низкого качества они просто не достойны потребителя.
     Указанные негативные явления, без сомнения, нанесли ущерб существующему российскому производству и помешали созданию новой оригинальной российской продукции. Отметим, что сегодня предложение имитаций на рынке сокращается и сталкивается с сильной конкуренцией со стороны развивающегося российского производства.
     Не буду затрагивать вопроса о внедрении на российский рынок крупных транснациональных корпораций, продукция которых отличается высоким качеством. Мне хотелось бы остановиться на вопросе, касающемся непосредственно российской косметической индустрии.
     Полагаю, что все мы должны отдать дань уважения тем подлинным российским предпринимателям, которые не только поднимают существующее производство, но и выдвигают новые концепции по его развитию.
     Мне посчастливилось встретиться с целым рядом высокопрофессиональных руководителей, которые, движимые здоровым честолюбием, стремятся занять свое место на рынке косметической, парфюмерной продукции или на рынке дизайна. Полагаю, что за ними будущее.
     Многие из них сегодня являются членами РПКА, президента и генерального директора, которой я сердечно приветствую. Настойчивость РПКА в отстаивании интересов предпринимательства признается и здесь, и в Европе, как и тот факт, что ассоциация предоставляет своим членам услуги высокого качества для развития их бизнеса. Должен отметить, что на меня большое впечатление произвело качество продукции, которая получила награды на выставке "Интершарм" в ходе церемонии, на которой присутствовали представители российских властей и многочисленные известные гости.
     В заключение мне хотелось бы вернуться к идее, высказанной мной в начале моего выступления. Для того чтобы добиться успеха, нужен хороший продукт, хороший производитель и хорошая сеть сбыта. В России есть высококвалифицированные специалисты, и лучшее средство для дальнейшего совершенствования - это испытать свои силы в условиях конкуренции, а также участвовать в сотрудничестве.
     Что касается вопроса законодательной регламентации, то в Европе существует прекрасный кодекс, регулирующий сферу косметики и действующий с 1976 года. Кодекс разумно увязывает ответственность предприятия и контроль со стороны компетентных структур на рынке. Мне кажется, что Россия могла бы взять на вооружение многие положения этого кодекса, особенно если она хочет заниматься экспортом своей продукции. Что касается сотрудничества с производителями, поставщиками и торговыми фирмами, то я думаю, что при наличии с российской стороны соответствующего желания любые проекты нам по плечу. Я уверен, что мы сможем продолжить историю тесного сотрудничества между производителями, создателями косметической и парфюмерной продукции, профессиональными организации и государственными органами России и Франции.


Бруно Керель, международный консультант, экс-директор Департамента международной экономики французской федерации производителей парфюмерии.


Материал был представлен на конференции "Российский парфюмерно-косметический рынок: взгляд в ХХI век.

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить