"Невозможно разделить жизнь и творчество этого экстраординарного человека. Ее живопись - это ее биография", - так написал один художественный критик об открывшейся в 1953 году в Мехико персональной выставке Фриды Кало. Это была первая и последняя выставка на родине художницы за всю ее жизнь.

И, несмотря на то, что истинное признание талант Фриды получил лишь после ее смерти, эта женщина стала одной из икон ХХ столетия.

Влияние ее на моду было огромно. Яркие женские образы всегда вдохновляли художников и модельеров. В 90-е годы свои коллекции Фриде Кало посвятили Жан-Поль Готье, Ив Сен-Лоран, Дольче и Габбана, Александр МакКуин, Джанфранко Ферре, Кензо, Джон Галльяно и Карл Лагерфельд. В прошлом году интерес к художнице был подогрет выходом фильма Джулии Теймор "Фрида" с Сальмой Хайек в заглавной роли.

Фриду считали некрасивой (так говорил даже ее отец), но именно ее яркая индивидуальность породила множество последователей, которые основали модное течение, именуемое "Калоизм".

Впрочем, судьба Фриды Кало незавидна. В детстве она перенесла полиомиелит, в результате чего ее правая нога стала короче и тоньше левой, но ей удавалась умело скрывать этот недостаток. В 18 лет Фрида попала в страшную автокатастрофу: сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость, в трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога. Фрида Кало была больна всю жизнь, но еще больше страданий она перенесла из-за любви.

Своего мужа известного художника-монументалиста Диего Риверу она любила очень сильно, просто до ненависти. Слон и голубка - так называли эту странную пару. Они были полной противоположностью друг другу: маленькая, изящная Фрида и громадный отталкивающий Диего. Об их совместной жизни ходят легенды, впрочем, супруги сами способствовали их появлению. После того, как подозрение в убийстве Льва Троцкого было снято с Фриды и Диего, они принялись рассказывать всем, что специально заманили Троцкого в Мексику, чтобы убить.

Диего и Фрида были женаты дважды, они постоянно находили повод для ссор и примирения. Оба были настолько любвеобильными, что часто изменяли друг другу. Фрида, несмотря на все свои увечья, покорила сердца многих мужчин (в том числе Льва Троцкого), и женщин.

Писать картины Фрида начала после аварии. Для нее даже сделали специальный подрамник, позволявший работать лежа. Позже, после операции на позвоночнике, Фрида распишет прямо на себе гипсовый корсет. На нем появятся звезда, серп и молот и зародыш - любимые символы художницы.

В искусстве одеваться индивидуальность Кало проявилась весьма ярко. Фрида не была чистокровной мексиканкой (ее отец - венгерский еврей, приехавший из Германии, а мать - дочь испанки и индейца), но всегда вдохновлялась народной культурой. Она стремилась подражать тихуанским женщинам в манере одеваться, говорить, вести себя в обществе. Фрида скупала индейские платья с тяжелыми юбками, отделанными незатейливым кружевом, яркие блузы, шали и платки. Ногти на руках и ногах она красила в яркий красный, каждый ее палец венчал увесистый перстень. Множество колец ей дарили друзья и муж, и она тут же раздаривала их сама. Это не были драгоценности, но на Фриде они смотрелись роскошно. Ее коллекция украшений была огромна, Кало носила все - от дешевых стеклянных бус до тяжелых ожерелий из самоцветов, порой нарочито грубых, необработанных. Кстати, терновое ожерелье - символ страданий, изображенный на ее картине, - вдохновило одного из модельеров на создание подобного ювелирного изделия. Кало также любила большие подвески, напоминающие украшения доколумбовой Америки. На некоторых автопортретах на ее ухе можно заметить маленькую сережку в форме человеческой руки - подарок Пабло Пикассо.

Волосы она убирала в высокие сложные прически с лентами и живыми цветами. Но, пожалуй, самое запоминающееся в ее образе - это пышные черные брови, сходящиеся на переносице и напоминающие взмах птичьих крыльев. На съемках фильма "Фрида" стилист Беатрис Де Альба вплетала в косы Сальмы Хайек дополнительные пряди, чтобы повторить затейливую прическу художницы. Визажист Джуди Чин вживляла волоски в надбровные дуги Хайек, а самой актрисе приходилось брить верхнюю губу, чтобы "вырастить" заметные усики, какие были у Фриды.

Во время своей поездки в Париж в 1938 году Фрида настолько очаровала сюрреалистов и близко знавшуюся с ними Эльзу Скиапарелли, что та под впечатлением создала знаменитое плате "Мадам Ривера". Впрочем, сама Фрида идей сюрреалистов не разделяла и назвала их не иначе как "сукиными детьми".

Ее искусство полно драматизма и тайной символики. И то, что очарованным фрейдистской теорией сюрреалистам казалось проявлением бессознательного, освобождением от пут социальных условностей, для нее была реальная жизнь, полная душевной и физической боли.

Убедиться в этом можно на выставке "VIVA LA VIDA" в галерее "Дом Нащокина". Все работы являются копиями картин Фриды, выполненными в натуральную величину, оригиналы стоят миллионы и разбросаны по музеям мира и частным коллекциям. Множество фотографий и сопроводительный текст дают хорошее представление о жизни этой неординарной женщины. Выставка продлится до конца марта.

Александр Рымкевич

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить