Жан-Поль Готье

     Шесть лет назад, зимой 1994, когда Жан-Поль Готье представил свою коллекцию "Hasidic look", это произвело в мире моды эффект разорвавшейся бомбы. Вольное обращение эпатажного мэтра с элементами религиозной одежды иудеев вызвало такую бурю возмущения у еврейской диаспоры во Франции, что даже сам Готье не на шутку встревожился и поспешил принести извинения. "Я не хотел обидеть хасидов", - объяснил модельер, - "Это не было иронией или шуткой с моей стороны. Я просто хотел показать скрытую красоту религиозной одежды." В то время израильские модельеры Готье просто не поняли. Они стремились следовать тенденциям европейского дизайна и рассчитывали только на моду своих светских соотечественников, а штреймели и лапсердаки оставляли женам раввинов. Обратиться к теме традиционной еврейской одежды считалось нескромностью и безнадежным делом. Сейчас положение вещей изменилось.


     Прежде всего изменились сами израильтяне. В принципе, еврейский закон - halakha, предписывает женщинам носить скромную, скрывающую фигуру одежду. Но сейчас даже религиозная иудейка, примеряющая перед зеркалом очередное "скромное" платье спрашивает себя: "Не выгляжу ли я:
а) слишком толстой
б) слишком религиозной".
     Для последнего в иврите даже существует специальное слово - dossi, образованное от исходного dati - "религиозный". Dossi имеет то же значение но с уничижительной интонацией, немного похожей на русское "поповский". А американские евреи и ашкенази (европейские евреи) используют еще более обидный термин frumi. Все-таки Израиль, - государство, объединенное в первую очередь единой религией. И множество женщин продолжают следовать тысячелетним традициям в одежде. Но никто из них сейчас не хочет выглядеть dossi или frumi. Именно ориентируясь в первую очередь на этих женщин, а так же стремясь вслед за Готье раскрыть обаяние традиционной одежды, израильские модельеры пару лет назад образовали то течение в моде, которое сейчас называется "скромный взгляд", "взгляд молитвы" или "dossi шик".


     Изначально это направление было рассчитано на женщин старше тридцати, но неожиданная популярность "dossi шика" среди молодежи, вынудила модельеров поменять приоритеты. Так появилось направление, называемое "взгляд школьницы". Неожиданное обращение израильской молодежи к стилю "modesty" модельеры объясняют пресыщением голливудской модой - минималистскими топами и обтягивающими шортами. На волне всеобщего раздевания израильтяне теряют свою самобытность и культурные корни.


      Израильские модельеры решили, что намного интереснее плыть против общего потока - на фоне культа голого тела пропагандировать шик скромности. И у них это неплохо получается. В основном, израильские модельеры, поддержавшие dossi шик - женщины. Модельер Яэл Лев (Yael Lev) объясняет это так: "Женщины шьют одежду, в которой они хотели бы видеть себя сами. А мужчины - ту, в которой они хотели бы видеть женщин". Еще она говорит, что "modesty look" - это акт женского самоутверждения. Попытка подчеркнуть женскую красоту и сексуальность не выставляя себя напоказ.


     "Скромная одежда может выглядеть очень фешенебельно", - считает Дафна Гальперин, владелица бутика в Иерусалиме "Meatzvot Sh’Dafna Ohevet Bimeyuhad". - "Я, например, не всегда могу определить, кто из моих покупательниц религиозна, а кто нет." Действительно, многие ортодоксальные иудейки хотят выглядеть более шикарно и женственно, чем это предписывает традиция, а многие светские женщины приобретают "скромные" платья, потому что они выглядят "дорого и модно".


     Сейчас течение "modesty look" в Израиле набрало такую силу, что его уже можно считать тенденцией. Это подтверждает Дафна Гальперин: "Действительно, многие женщины сейчас уже предпочитают религиозный стиль в одежде, не потому, что они хотят как-то выразить себя, как это делали мы, когда все начиналось, а просто, потому что это модно и актуально. Большинство уже не задумывается над тем, что "скромное" платье - это своего рода символ, для них это просто модный стиль."


     Например, популярная израильская телеведушая Дана Модан, на свое телешоу, схожее по тематике с нашей передачей "Про это", надевает "религиозное" платье от модельера Na’ama Bezalel. При том, что коллекции Безалел - наиболее мрачные и близкие к настоящей ортодоксальной одежде среди всех вариаций "modesty look". Тем не менее, ее коллекция этого года - апофеоз мрачности и закрытости, где основные цвета - черный, серый и маррон, пользуется бешенной популярностью. Дафна Гальперин объясняет это тонким балансированием модельера между противоположностями: "Если вы отважитесь прийти в такой одежде на дискотеку, вы сразу окажетесь в центре внимания. "Скромная" одежда может быть намного сексуальнее, чем платье, открывающее все. Например, водолазка - она возбуждает любопытство, в то время, как открытая одежда не оставляет простора для фантазии. "Скромная" одежда - это как игра. "Bad girl" одевается, словно она монашка, но некоторыми деталями в одежде дает понять, что на самом деле она не такая, как выглядит."


      На’ма Безалел и Сигаль Декель (Sigal Dekel) - самые перспективные модельеры, работающие с "modesty look". Но если Декель признает, что черпает свое вдохновение в ортодоксальной одежде, то Безалель связь с религией отрицает, говоря, что берет свои идеи не из женского монастыря, а из кукольного театра, одежды школьниц и моды шестидесятых.
     Она признает, что ее коллекции выглядят очень религиозными, но утверждает, что это ироничная, даже хитрая религиозность. Безалель создает утрированный образ "хорошей девочки", и именно эта утрированность придает ему сексуальность. Многие израильские девушки боятся, что надев скромную одежду, они будут выглядеть dossi - Безалел предлагает им выглядеть супер dossi и даже подчеркнуть религиозную тематику. Так звезда Children’s Channel Ефрат Райтен появилась в своем телешоу в свитере с изображенной на нем огромной розовой Звездой Давида, который она приобрела в иерусалимском бутике Pour Toi.
     Основатели этого бутика Ханни и Ади Якобсон вообще не связывают стиль "modesty look" с религией, а скорее с возвращением романтики прошлого века. "Нам просто нравятся платья с белыми отложными воротничками. Они символизируют для нас надежду на то, что все будет хорошо", - говорит Ханни.


     То же стремление к возвращению романтики в моду видна в коллекциях 33-летней Яэл Лев. Она провела часть юности в Таиланде, поэтому сумела привнести в стиль "modesty look" юго-восточные мотивы. Она считает, что израильские женщины не очень хорошо понимают, что действительно красиво, а что нет. Лев хочет, чтобы израильтянки носили закрытую одежду не только потому, что так предписывает halakha, но и потому, что в такой одежде легче подчеркнуть достоинства и замаскировать недостатки. Например, Лев жалеет, что израильтянки не умеют правильно носить юбки: "Француженки постоянно надевают юбки и выглядят в них просто роскошно и сексуально, а в Израиле юбка - это символ dossi, наши женщины носят ее, как повинность, и эти юбки действительно пышные и некрасивые. Я знаю нескольких молодых девушек, которые несколько лет назад наотрез отказывались надевать простые хлопчатобумажные юбки, потому что это dossi, в то время как вся Америка ходила в таких юбках. Мы забыли главный принцип нашей традиционной одежды - умение видеть красоту в простоте".


     С ней согласна и Сигаль Декель, 29-летняя дизайнер, чья марка одежды успешно продается в бутиках Милана и Нью-Йорка. Источником вдохновения для ее первой коллекции послужила школьная форма Академии для девочек рядом с рынком Кармель - синие плиссированные юбки и белые блузки. Также она сочетает в своих моделях мотивы одежды арабских женщин и христианских монахинь, которых она видела в Яффе. Декель считает, что тот уникальный сплав культур и религий, который существует в Израиле не может не влиять на моду.
     "Я ничего не имею против бикини, но я восхищаюсь теми женщинами, которые могут показать многое, показывая как можно меньше", - говорит Декель. - "И я не против минималистской одежды. Если женщина хочет демонстрировать свое тело, никто не может ей помешать. Тем более, что есть много модельеров, создающих открытую и раскованную одежду, которая смотрится очень красиво и совсем не дешево. Просто мне самой нравится стиль скромности. Когда я только начала работать в этом направлении, все говорили мне: "Что ты делаешь?! Это же dossi, это уродливо!". А теперь это стало очень модно. Но я не хочу, чтобы скромность стала очередным модным явлением. Мода проходит. А для скромности всегда найдется место в вашем гардеробе. Потому что она вне времени."


Епифанова Лиза


По материалам газеты "Ha’aretz".

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить