Модель и ее метаморфозы

     Странное свойство французского языка, соединившего и смешавшего в одном и том же слове «модель» шедевры из области одежды и то (или ту), что демонстрирует себя на всеобщее обозрение. Не без основания мир моды завладел этим словом, соединяющим различные понятия эстетического или социального поряд-ка и одновременно несущим в себе магическую символику.

      В самом деле, понятие модели отсылает нас в первую очередь к тому объекту или человеку которым следует подражать, поскольку они идеальны и являются примером, и чей образ «с натуры» художник воспроизводит с помощью своего волшебства. Но, будучи исполненным рукою человека, он окружается присущими шедевру представлениями о неповторимости, оригинальности и непревзойденности, тем самым, что следует воспроизвести «коллегам», дабы вступить в художественный цех.

      И как всякий шедевр, рожденный рукою человека, модель есть часть его величия, она сообщает человеку частичку божественного и обеспечивает историческую преемственность нашей цивилизации. Модель - будь то объект или человек - сущности божеской или людской символизирует таким образом то отражающее зеркало, в которое общество в мгновение погружается, обрушивается, и в кото-ром тонет от созерцания себя самого. Следовательно, для фотографа в области моды вполне можно предположить роль предназначенного демиурга.

      Назавтра после Первой мировой войны, когда женщины в своих повседневных трудах заменяли ушедших в бой солдат, общество констатировало в себе ту пере-мену жизненной модели, что стали вскоре называть просто моделью: «эмансипированная женщина» родилась на свет.

      Без комплексов, волосы коротко стрижены, щиколотки открыты, глаза обведены тьмой, рот откровенно ярок - то женщина двуполая, освобожденная благодаря Шанель, и она носит черное платье, строгую нитку жемчуга или неумеренные аксессуары, плотно прилегающую шляпку и ткани, навевающие мысль о наготе.

      Идолов той эпохи зовут Жозефина Бейкер, Кики де Монпарнас или Нэнси Куран; они - модели Ман Рэя или студии Мадам д'0ра, они одобряют кубистов, персонифицируют Безумную Эпоху гоняются за туфлями, предназначенными, чтобы танцевать чарльстон и изощряются в провокационное - тюрбан на голове, мундштук в зубах. Безумной Эпохе - отдушине порожденных войною тревог - приходит на смену десятилетие элегантности и утонченности, а также сдержанности, по-скольку кризис 1929-го оставил глубокий след в умах. От интерьера до внешнего лоска - все должно иметь дорогой вид. И речи нет о том, чтобы посещать бары на Монпарнасе - это время роскошных празднеств в особняках графа Этьена де Бо-мон или виконтессы Марии-Лауры де Ноай. Журналы люкс приглашают престижных художественных директоров, «делающих» хороший вкус; себя ассоциируют с кинозвездами - Гретой Гарбо и Марлен Дитрих, распространяющих загадочную ауру и неподражаемую чувственность. Урожайное время для домов моды Скиапарелли, Роша, Шанель и Мадам Алике (Алике Грэ), могущих опереться на невероятный симбиоз художественных директоров, фотографов и моделей.

      Из этого десятилетия запомним для себя импозантную личность Алексея Бродовича, который приглашает для Harper's Bazaar Сесиль Битон, Джорджа Хойнинген-Хуэйна или Евгения Рубина, дабы перечесть историю искусства; модели, и самая знаменитая из них - Лиза Фонсагрив, будут последовательно становиться персо-нажами античных трагедий, маркизами и пастушками Ватто, героинями русских балетов или партнершами по изобретательности сюрреализма. Превалирующий здесь стиль Арт Деко навязывает модели сдержанность форм, неприметную элегантность и некую напыщенность. Вторая мировая ставит скобку в этой эволюции демонстрации модели, поскольку генерирует пусть преходящие, но собственные формы. Теперь модель носит униформу или строгий костюм, что ближе ей, имея в виду дух практицизма; фигура кажется похудевшей, а линия пальто по причине экономии ткани становится зауженной и функциональной.

      1947-й - год первой коллекции Кристиана Диора, Нью Лука и последнего великого десятилетия Высокой Моды. После лишений и разрушений военных лет женщины мечтают об оптимизме и изобилии. Надо удостовериться, что старое доброе время не умерло, что великолепные памятники, символы преемственности чело-вечества, все также высятся, вечные и неразрушимые. Все сразу захотят получить свою долю легкой жизни - пришла пора общества потребления. Молодежь, фермент нового общества, считает, что все может и должно быть возможным; все ищут романтической любви, беззаботности и благосостояния. Модели, следовательно, молоды, очень молоды, позируют на улице, на площади Согласия или в Риме, демонстрируя изящные, чуть покатые плечи, округлые бедра и исключительно тонкую талию, грудь в то же время выставляют несколько провокационно. Они копируют звезд кинематографа или модных журналов, выбирая между Марлин Монро, Бриджит Бардо или Мари-Шанталь. Годы эти возвещают конец золотого века, поскольку несут в себе зародыш разлада между высокой модой и прет-а-порте. С этих пор кутюрье, журналы, фотографы и модели станут нанимать-ся в стражи в храм элегантности или же предлагать «тенденции» - истинное отраженье проведенных в обществе опросов. Таким образом модель предстает нам идеализированной и недоступной - волею Ирвина Пенна, в то время как Питер Линдберг ее превращает в центральный персонаж повествования, сказки или теа-трального представления.

      Позднее, подвергнувшись «морфологической корректировке», искусам, компью-терным генетическим переделкам, чуть ли не клонированию, модель станет пытаться жить обычной нашей современной жизнью, прежде чем самой превратить-ся в мутанта.

      С тех пор Энди Уорхол, Жан-Поль Гуд, Пьер и Жиль, Инее ван Ламсвирде, Элена Константин и Жан-Пьер Хазем подвергли отрицанию общество без ценностей, и если верить Валери Белен и Нанси Вильсон-Пажик - певцам исчезновения модели - приговорили ее к уходу без возврата.

Аньесде Гувьон Сен-Сир

Фестиваль "Мода и стиль в фотографии"

Модель и ее метаморфозы

Национальный фонд современного искусства Франции

Европейский дом фотографии

      Примечание: все фотографии с фестиваля «Мода и стиль в фотографии», опубликованные на нашем сайте, можно посмотреть в увеличенном размере.

      Фотографии разрешается использовать только в связи с публикациями о фестивале.

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить