Дизайнер флаконов редко становится известным. Все помнят гордую надпись "Кельвин Кляйн" на флаконе Eternity, хотя придумал дизайн флакона Пьер Динан... Отсутствие славы дизайнеры флаконов компенсируют огромными гонорарами, которые им покорно платят Дома высокой моды. Именная парфюмерия служит для финансового здоровья этих самых Домов "палочкой выручалочкой", которая возмещает убытки от коллекций "haute couture".

При этом дизайнер флакона оказывается если не на ступеньку выше, то уж точно вровень с парфюмером. Ароматы быстро появляются, сходят и возрождаются вновь. Им нужна агрессивная рекламная кампания. Название, упаковка и, конечно, флакон становятся в ней мощными инструментами. Вы же не сможете передать запах в ролике или на плакате (вкладываемые в журнал тестеры не в счет, к тому же, и они вечно выдыхаются).

До 20-х годов прошлого века дома моды напротив не проявляли интереса к парфюмерии: гремели имена парфюмерных фирм. С конца XIX в. до Мировой войны был бум ароматов. От него коллекционерам остались настоящие жемчужины: флаконы стилей арт нуво и неоклассицизм. Респектабельное сочетание того времени: аромат от "Убиган" (Houbigant) + флакон "Баккара" (Baccarat). Авангард: "Коти" (Coty) + "Лалик" (Rene Lalique). Лалик снискал известность умением применять в отделке флаконов необычные материалы (эмаль, слоновую кость, пластик), а также причудливостью их форм. Среди дизайнеров стоит также отметить Эрве Гимара (Herve Guimard), первым представившего ассиметричный флакон для Millot в 1900-ом, и Жюльена Виара (Julien Viard). Шедевры Виара конца 1910-20х годов особо чтимы коллекционерами.

Кутюрье Поль Пуаре заслужил эпитет "великий". В числе прочих заслуг, он был первым, кто разглядел потенциал парфюмерии для домов моды. Он же был первым модельеров, который стал самостоятельно проектировать флаконы. Позже, в 20-х, пораженные успехом "Chanel No.5" и бездонностью кошельков американцев, дома моды начинают один за другим выпускать собственные ароматы. Флаконы заказываются у тех же "Лалик" и "Баккара". Популярны как восточные и египетские мотивы, так и супрематические нагромождения.

Великая депрессия подвела черту под эпохой эксклюзивных флаконов ручной работы - производство стало машинным. Выжили только крупнейшие компании (те же Лалик, Баккара). Темы берутся из окружающей действительности: небоскребы, автомобили, корабли.

Вторая Мировая война, естественно, вызвала перерыв в развитии дизайна. После победы новые повелители моды Кристиан Диор и Нина Риччи по доброй традиции начинают сотрудничать с "Баккара". Флаконы кричат о новом looke мирной жизни: они изящны и со вкусом декорированы. 50-е проходят под влиянием "Баккара" и в меньшей степени "Лалика".

В 60-е в дизайн флаконов приходят новые люди. Пробует свои силы Сальвадор Дали. Тогда же начинают творить нынешние мэтры - Пьер Динан (Pierre Dinand) и Серж Мансо (Serge Mansau).

Динан - настолько "самый, самый", что ему в 1976 г. было поручено разработать награду FIFI, парфюмерный "Оскар". Бонвиван, человек необычной судьбы. Сын инженера, он в молодости он был забрит на войну в Индокитай. По армейской путевке окончил Королевский колледж искусств в Пномпене по специальности "дизайн". Сменил множество профессий, пока не сподобился спроектировать флакон Madamme Rochas (1959 г.). Проснулся широко известным в узких кругах. С тех пор возникли собственная студия Atelier Dinand и более 400 флаконов. Золотое время Динана - с середины 70-х до середины 90-х. Сейчас он может позволить себе лично делать по 1 флакону в год, остальное время отдавая скульптуре. Из русских в Atelier Dinand размещали заказы Вячеслав Зайцев и Михаил Барышников. Флакон от Динана - это безупречные четкие линии, "дорогой" вид и разные "фишки", заметные только при пристальном разглядывании.

Серж Мансо напротив каждым своим флаконом старается удивить, заинтриговать, сразить наповал. С середины 90-х он испытывает творческий и коммерческий подъем. Последние флаконы для Kenzo, Givency, а в стародавние времена и наплывы J'ai Ose (Guy Laroche) - его рук дело. То, что его дар многогранен, доказывают и более традиционные флаконы, новые Hermes-ы, Dolce Vita (Christian Dior) и Good Life (Davidoff).

В последнее время к дизайну парфюмерии обращается немало новых студий и мастеров. С конца 80-х выходят работы студии Aesthete, возглавляемой человеком с близким русскому слуху именем Тьерри де Башмакофф. Среди ее клиентов Yoghi Yamamoto, Bulgari, Chaumet, Cerruti, Ferragamo. Bulgari Black удостоился FIFI за дизайн в 1999 г.

Сами кутюрье тоже придумывают флаконы. Весьма успешны, например, оказались модели от Лагерфельда и Тома Форда. Фордовский Gucci Rush for men вызвал к жизни немало булыжникообразных подражаний.

Флаконы сегодня - предмет коллекционирования. Цены на них могут быть запредельными, как с тем антикварным "Лаликом". Что вызывает безумство коллекционеров? Восторг перед тонкой работой… Упоение золотом и хрусталем... А может, желание, разглядывая маленькую безделушку, прикоснуться к ушедшему времени. Вспомнить душившихся этим выветрившимся ароматом роковых женщин Века Джаза и элегантных мужчин, даривших его им. Когда-нибудь и о нашем времени будут судить по флаконам духов. Что скажут в будущем - зависит от нынешних дизайнеров.

Арсений Загуляев

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить