Игорь Четуев: "Я буду все время идти к большой музыке"

Статьи

Игорь Четуев родился в 1980 году в Севастополе. С 4 лет он играет на фортепиано. В 1993 году он занял первое место на всеукраинском конкурсе Рахманинова. А в 94 г. выиграл международный конкурс Крайнева В.В, получил приз пианино Petro и приглашение работать в мастерскую Крайнева.. С тех пор Игорь отыграл около тридцати концертов с "Виртуозами Москвы" во многих городах России, в Европе и Америке. В 15 лет Игорь поступил юным студентом в Институт Музыки и Театра в Ганновере. В 97 году занял первое место на конкурсе Рубинштейна в Израиле, будучи самым молодым участником.

- Кто был вдохновителем вашей музыкальной карьеры?

- Мама - она без ума от рояля. Это была ее идея. Правда, я одновременно занимался музыкой и бальными танцами. И вот однажды репетиция танцев и фортепиано совпали. Мама сказала, решай сам, на какую идти. И я выбрал музыку.

- Произведения каких композиторов вы особенно любите исполнять?

- Люблю Рахманинова, Шопена. Может быть, со временем начну больше играть Баха... 15 марта состоялся концерт в Большом Зале Консерватории, посвященный Станиславу Никгаузу, мы с В.В. Крайневым играли Двойной концерт Шопена, потом я один, практически пол отделения играл - Рапсодию Рахманинова. Это было здорово, ради этого стоило тогда, в детстве выбрать из двух репетиций репетицию фортепиано.

- А что из современной музыки вы слушаете?

- Мне нравится музыка, посредством которой люди пытаются выразить свою душу. Из российских это Борис Гребенщиков. Еще очень нравится то, что делала в музыке Агузарова до отъезда в Америку. Она была здесь ведущей певицей. Еще нравится Майкл Джексон, он все же делает искусство, хоть оно и для широких масс.

- Сколько времени занимают занятия музыкой и что Вы делаете в свободное время?

- Занимаюсь музыкой с утра до вечера, иногда и ночью, по 12 часов. Если ты музыкант, для тебя ничего личного, ничего лишнего. Даже в самолете, когда еду на концерт в другой город, просматриваю ноты. Ведь это сознательный выбор на всю жизнь, другого пути в музыке нет. У меня довольно насыщенная концертная программа. Скажем, март: 3 марта концерт в Самаре, 7 марта - в Питере, 14 - в Харькове, 15 марта - в Москве и так далее. И разные программы. На каждый концерт примерно по три репетиции. Свободное время - непозволительная роскошь. Если получается выкроить часок-другой, читаю книги, люблю бадминтон, бассейн, пинг-понг, но, к сожалению, это случается редко, практически каждый день очень насыщен занятиями и подготовкой к концертам. Либо ты в музыке, либо у тебя сплошное хобби...

- Марк Бернес говорил, что для занятия музыкой нужен талант, слух, желание... и судьба. А что вы думаете по этому поводу?

- Я фаталист. Но считаю, что все сам складываешь по кирпичикам, постепенно. Нужно много работать и стараться обратить на себя внимание, чтобы тебя заметили. Иначе утонешь в довольно большой толпе замечательных пианистов. Сейчас уровень исполнительского мастерства очень поднялся, и отличить гениального от талантливого, талантливого от хорошего, а хорошего от плохого порой очень трудно. Различия часто неуловимы. И даже плохие играют очень чисто и очень ровно. Поэтому приходится обращать на себя внимание. Некоторые играют на разукрашенных роялях, или находят миллионеров-спонсоров. Мне лично очень помогли фонды Владимира Всеволодовича Крайнева и Владимира Теодоровича Спивакова... То есть, судьба и какое-то везение. И работа. Мне важно, чтобы постоянно хотелось заниматься. Это поддерживается внутренним настроем. Надо сидеть и постоянно держать себя в рабочем тонусе, а это всегда очень сложно. Я стараюсь уже около восьми лет. Буду стараться и дальше.

- Расскажите о концертном костюме. Как на нем отражается мода и где лучше покупать костюмы для выступлений?

- В Англии, пожалуй, лучшие концертные рубашки и костюмы. Недавно Владимир Всеволодович [Крайнев] купил себе новый смокинг с переливчатым рисунком. Очень популярны черные костюмы с синим, зеленым, красным отливом. Но по большому счету, в музыке костюм не главное. Рихтер ставил на рояль лампу таким образом, чтобы самому находиться как бы в тени, а свет падал лишь на лицо. Горовец менял только бабочки своих концертных костюмов: 365 бабочек, плюс одна каждые четыре года.

- Как вы относитесь к моде и что у вас появилось новенького в гардеробе?

- Пока не до моды. Обычная одежда - костюм. О моде будем думать потом, сейчас концерты, выступления. Недавно появилась новая рубашка Yves Saint Laurent. Ее мне подарил друг, менеджер Estee Lauder.

- Расскажите о своих друзьях и сокурсниках из Ганновера. Каковы их образ и стиль жизни?

- Все очень много занимаются музыкой. Если ты не из богатой семьи или тебе не помогает какой-нибудь великодушный меценат, надо много работать. На стиль жизни денег не хватает. Лекции, конкурсы, на которых нужно получать первые премии. Среди моих сокурсников много русских. Русская фортепианная школа самая сильная, правда, она вышла из европейской, а теперь многие русские музыканты едут в Европу преподавать и учиться.

- Вы даете концерты во многих городах мира. Где публика оказывает вам особенно теплый прием? Отчего зависит реакция публики?

-Отдача зала всегда зависит от тебя. Со времен Листа многие пианисты делают ставку на быстроту, виртуозность исполнения. Но дело в том, что работа музыканта - это в первую очередь борьба с материальной стороной мира. И ты стараешься, чтобы на какое-то время материя перестала доминировать над духом. Зал это чувствует. Настоящая музыка идет от бога к композитору, а музыкант должен постараться передать это ощущение зрителю.

Маша Ульянова

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить