Модельер Лидия Соселия: "Работать надо для нашего рынка моды"
"Я под покупателя не подстраиваюсь", - говорит Лидия Соселия. Это должно озадачить тех, кто привык к лозунгу "Клиент всегда прав". Но в ее словах нет амбициозности. Это скорее просьба - просьба о доверии.
О моде как эффективном бизнесе пишут редко. Коммерческая тайна здесь имеет особую цену: новые идеи, способные принести немалую прибыль, живут порой не дольше одного сезона. В выигрыше тот, кто угадал и успел. У каждого дизайнера свой конек, своя "фишка", как теперь говорят. Лидия Соселия, в основном, работает на западный рынок моды, но так же успешно одевает и нашего человека. Причем некоторые костюмы из той же ткани, что у Соселии, в бутике по соседству могут стоить те же полторы тысячи, но уже в долларах.
...Она вошла в отечественную моду в конце 80-х. В то время московская бытовка ("банно-прачечный трест", по выражению Зайцева) открывала Дома моды. Лидия Соселия, театральный художник, стала художественным руководителем Дома молодежной моды в Сокольниках. Работала успешно, но ей хотелось больших тиражей и свободы в продаже вещей. Несбыточная мечта поколений советских художников - от Ламановой, Степановой и Родченко до Левашовой и Зайцева...
- Меня вызвал к себе тогдашний замминистра бытового обслуживания, некто Шаров, - вспоминает Лидия Матвеевна. - Я пришла, думала, может, новые веяния... А он говорит: вы кто? Никогда не забуду: вы кто? Я говорю: художник. Вот идите, - и делает так пальчиком, - и рисуйте!
Соселия открыла кооператив. "Теперь я иногда по Сокольникам мимо проезжаю и вижу "Универсам". Но меня уже это не интересует. Было больно бросать начатое дело. Но я всегда ухожу, не оборачиваясь..."
Стартовый капитал - ткани, купленные для себя. Дом моды располагался в собственной небольшой квартире. И вообще, как можно выжить в условиях постоянных обвалов и кризисов? "Главное - еально оценивать ситуацию и незамедлительно принимать решения", - говорит Лидия Матвеевна. Сама она строго следует этой первой заповеди антикризисного управления бизнесом.
К примеру, в 87-м году ситуация с тканями была тяжелейшей - как в годы войны. Ткани фондировались, купить их было нельзя. Соселия нашла предприятие, которое получало ткани, но не имело хорошего дизайнера, способного дать полный пакет техдокументации на пошив модных вещей. Не самое выгодное соглашение в денежном плане, но зато решалась главная проблема: есть ткани - есть возможность работать.
Страшные дни Соселия пережила в 94-м году, когда торговля просто-напросто не отдавала деньги. "Выбивать деньги я не собираюсь какими-то методами, как начали тогда многие. Решила: буду торговать сама. Мы стали открывать свои секции в магазинах. Конечно, шло удорожание, но вещи продавались. Из оптовиков остались только самые надежные..."
А когда на наш рынок пришли крупнейшие западные фирмы, трансконтинентальные корпорации моды, Соселия поняла, что только качество поможет устоять на рынке.
Соселия - азартный человек, особенно в том, что касается тканей. Сейчас их делают специально для нее на знаменитой фабрике "Текстиль итальяно", а также еще на четырех известных итальянских предприятиях. "Никогда не покупаю стоки - я отбираю только те ткани, которые будут модны в следующем году и отвечают высоким мировым стандартам". Я видела эти ткани: трехслойная органза, в которой скрыта нежная мохеровая нить, прозрачный, как шифон, мохер и мохер толстый, напоминающий мех. Шелк с вкраплением твидовой нити, драп, трикотаж и букле. Она охотно работает с замшей и кожей, в том числе и страусиной. Особая гордость Лидии Матвеевны - уникальный трикотаж. Это нечто феерическое - просто не берусь описывать эти вещи.
Отобрав нужное, Соселия определяет цветовую гамму - скажем фиолетово-синюю тему. Фабрика придаст материалу - от органзы до кожи - именно тот оттенок цвета, который закажет художник. Вот откуда эти "соселиевские" оттенки, которые поражают в ее моделях! Потом, в магазине, жакеты, юбки, блузки и пальто общей цветовой гаммы соберутся на кронштейне в отдельной секции - и уже покупатель будет решать, одеваться ли ему только в белое со всеми его нюансами или заскочить в соседнюю гамму - кораллово-терракотовую. Все прекрасно сочетается на уровне самых тонких оттенков. Она любит экспериментировать и, скажем, палантин может обернуться воротником или муфтой, полупальто превратиться в куртку, а жакет - остаться без рукавов.
Требование времени - легкость вещи. "Мы смотрим, сколько граммов весит метр ткани, насколько хороша и легка подкладка... А пуговицы? Невесомый каменный орех, перламутр... Я ни в чем не хочу обмануть ожидания покупателя. Все - от тесьмы до магнитной кнопки - приобретаю либо в Париже, либо в Милане, и только самое лучшее. Только высокое качество поможет сейчас удержаться на рынке. Убеждена в этом..."
Они ежемесячно предлагают в продажу более 4 тысяч моделей одежды класса "люкс". (Кстати, достоинством Дома моды "Лидия Соселия" является и то, что здесь могут купить одежду не только стройные женщины, но и те, кто носит 56-й размер.) Готовые модели вместе с техдокументацией отправляются в Германию, где фирма Лидии Соселии имеет свое представительство. Потом оптовики делают свои заказы, а партнер Лидии Соселии размещает их на фабриках Италии, Германии, Чехии. Лидия Соселия попросила не называть имя своего партнера и объяснила причины. Это особая история.
Они встретились в 89-м году на выставке моды. К тому времени Соселия была, что называется, на гребне модной тусовки. В Каунасе и Тбилиси были открыты ее фирменные магазины, оптовики - в основном из Прибалтики - стояли к ней в очередь. Она шила классические деловые костюмы, пальто - в то время их просто невозможно было купить. Ситуация была благоприятной, можно было расширять дело.
Швейцарец занимался перевооружением предприятий легкой промышленности Советского Союза. У него было более 10 крупных контрактов. Он предложил свою помощь Соселии, которая к тому времени получила ветхое строение на Неглинной и собиралась заняться реконструкцией. Они создали совместное предприятие и едва успели его открыть, как рухнул Советский Союз, лопнул Внешэкономбанк, и партнер Соселии остался без денег. Почти все предприятия Украины и Прибалтики отказались платить за уже поставленное оборудование.
Только Лидия Матвеевна сохранила договоренности. Партнер оценил ее порядочность и помог ей в том, чего не купишь ни за какие деньги: вывел ее на западный рынок моды. Соселия начинает работать как дизайнер сразу на трех итальянских фабриках - высокой моды, дешевой джинсовой одежды и одежды для полных. Одновременно изучает работу магазинов разного уровня. Так продолжается почти 4 года...
Она получает первые награды в Швейцари. Одна - за русскую тему "Авангард 20-х". Эти модели особенно хорошо тиражировались. Потом были и другие награды, в том числе и в России.
"Работать надо для нашего рынка моды. И начинать надо здесь. Но учиться и стажироваться - там. Чтобы пелена с глаз слетела..."
После дефолта покупателей стало меньше. И не случайно Соселия начинает работать над не очень дорогой по ценам молодежной линией, не снижая, конечно же, высоких требований к своей марке.
Шить будет в Чехии. И рада бы она размещать заказы дома, но не то качество, не те цены.
В прошлом году повезла коллекцию в Киев. Для манекенщиц сшили специально такие маленькие платочки, которые завязывались под подбородком - после показа они попали на обложки журналов мод. "И что вы думаете, в этом году весь Париж был завален такими платочками! А у нас аксессуарной индустрии нет, фабрику подходящую я найти не могу. Упустили мы этот платочек - деньги гигантские! Не могу же я пустить весь Дом моды - на платки..."
В ближайшее время магазин "Лидия Соселия" откроется в Самаре. Две местные предпринимательницы решились вложить деньги. "Что-то меняется в лучшую сторону, - говорит Лидия Матвеевна. - Это первый магазин с моим именем - после того, как рухнул советский рынок".
Лидия Орлова
Благодарим "Общую газету" за предоставленный материал
Отзывы : 0