«Неделя моды в Москве». Прогресс налицо
С 1994 года в столице существовала «Неделя Высокой моды в Москве», мероприятие важное для становления российской моды, хотя во многом и дитя своего времени, с чертами имперской помпезности и русского шоу-бизнеса. Кроме местных дизайнеров на него приглашались мировые дома моды и марки, весьма разноплановые, от Vivienne Westwood до Brioni.
В «Гостином дворе» были организованы показы прет-а-порте «Недели моды в Москве». В них участвовали Валентин Юдашкин, Игорь Чапурин, Вячеслав Зайцев, Людмила Доброхотова, Борис Дмитриев, Сергей Ефремов. Андрей Шаров, Кира Сакарелло и Лидия Соселия показывали там одну линию, другую же параллельно представляли на Russian Fashion Week. В мае 2003 года в «Гостиный Двор» приезжала делегация с London Fashion Week, включавшая Анну Орсини и дизайнерский дует House of Jazz.
В конце 2003 года на показе Versace, открывавшем юбилейную X «Неделю высокой моды» президент Ассоциации Высокой моды и прет-а-порте Александр Достман сообщил, что проект переходит в другой формат. Отныне два раза в год будут проводиться показы прет-а-порте в рамках «Недели моды в Москве», ориентированные сугубо на профессиональную аудиторию.
Первый сезон «Недели» в новом качестве, весной 2004 года, показал, что заявка сделана серьезная, хотя с организацией и возникли проблемы. Вынеся на первый план спонсора Nemiroff, «НММ» получила от дружественных конкурентам СМИ обидные ярлыки и страшилки про потоки алкоголя, которые якобы доводят до сугубо немодного состояния всех, кто посещает модное мероприятие. Была коллизия с жестким выводом из зала обозревателя «Коммерсанта».
Между тем, у «Недели» уже был неплохой, вполне конкурентноспособный состав дизайнеров, сохранялись хорошая площадка в центре столицы, патронаж Юрия Лужкова и поддержка Комитета по культуре Москвы.
Проблемы первого сезона при наличии запаса прочности оказались для «НММ» очень полезны. Трудности заставили меняться, становиться более мобильной, современной. Конкурентов же эти проблемы, похоже, уверили в их пропагандистских клише о собственном тотальном превосходстве. Яркий пример: весной 2004 года они совершенно не волновались по поводу совпадения мероприятий по срокам (по крайней мере, демонстрировали это) и не воспринимали «звоночек» в виде перехода Шарова. Через полгода это обернулось потерей сразу нескольких ведущих дизайнеров и вытекающим из этого c их же стороны требованием согласовывать сроки.
С осени 2004 года можно говорить о новом этапе развития «Недели моды в Москве», поскольку была существенно обновлена команда и, как говорилось выше, улучшена организация практически по всем направлениям.
Основные спонсоры вполне профильные, и теперь всякого рода ярлыки ушли в историю. «НММ» поддерживают Schwarzkopf, всемирно известный бренд индустрии красоты, и Jaguar, дорогие респектабельные автомобили.
Государственная поддержка дифференцировалась – теперь она осуществляется как на московском, так и на федеральном уровне (Минэкономики и ТПП РФ).
За два сезона практически гармонизировался состав участников. 45 показов дают вполне представительный срез российской моды со всеми ее сильными и слабыми сторонами. В расписании «Недели» есть наиболее узнаваемые и актуальные дизайнеры разного возраста, с разной стилистикой. Так или иначе для модного мероприятия в Москве, как метрополии моды СНГ и Восточной Европы, нужно присутствие дизайнеров из государств, бывших республик СССР, и оно есть.
Серди знаковых фигур можно отметить Александра Арнгольдта, Автандила Цквитинидзе, Андрея Шарова, Валентина Юдашкина. В журнале W главный редактор российского Vogue Алена Долецкая говорила, применительно к весне-лету 2005, о трех показах, которые достойны внимания в Москве вообще – Nina Donis, CHAPURIN и alenaakhmadullina.
Дефиле проходят поочередно в двух просторных залах. Даже на Nina Donis и других аншлагах, например, много народа стояло, зал был очень хорошо заполнен, но не было ощущения «битка» или «сельдей в банке». Между показами достаточный перерыв, чтобы гости смогли передохнуть. Размеры «Гостиного двора» и помогают «рассосаться» толпе.
Задержки показов бывают. Например, 29 марта подряд шли Ефремов, Nina Donis, Арнгольдт и Автандил. Аншлаговые показы с именитыми гостями сдвинули график так, что все завершилось ближе к полуночи. Однако задержки показов – это общая московская беда, поэтому конкретно для «НММ» - не fatal error.
Шоу-рум «Недели» в марте 2005 года был организован сравнительно лучше, чем на других модных мероприятиях в столице. Он проходил параллельно «НММ», в течение 6 дней. «Гостиный двор» удобно расположен, в нем есть вся логистика и коммуникации для организации выставок. Внутри на огромном светлом пространстве (2300 кв. м) стенды разместились свободно. Большинство дизайнеров использовало стандартную застройку на 4 или 6 кв.м, но пространства для индивидуальных проектов в ГД хватит всегда. В этом сезоне павильон alenaakhmadullina выделялся размерами, а «Калинка-Морозовъ» - застройкой с автомобилистскими мотивами.
Расширяются контакты с международной прессой: самое важное событие прошедших показов в марте в этом плане – первый приезд Сюзи Менкес (Suzy Menkes).
У «Недели моды в Москве» хорошие перспективы, что видно из динамики по сезонам. Очевидно, сейчас среди важных задач развитие взаимодействия с государственными структурами на разных уровнях, международного сотрудничества, pr-составляющей. Важный момент – не впасть в головокружение от успехов и соблюдать единство в команде, сохранить знаковые имена в составе участников, как не допустив сезонную миграцию дизайнеров, так и не впав в искушение неэффективного разрастания числа показов.
Арсений Загуляев
Отзывы : 0