Стихия в декабре прицельно ударила по региону, который считается перспективным для индустрии красоты и моды. Две наиболее пострадавшие страны – Индонезия и Таиланд – показывали в годы после экономического кризиса в Юго-Восточной Азии 1997-98 годов хорошие темпы роста в этих сферах.

Так в Таиланде в 2002-2003 годах рывок парфюмерии и косметики стабильно увеличивался. По данным Euromonitor за 2003 год, он вырос на 9,2% на фоне общего улучшения экономической ситуации в стране: роста ВВП, занятости и снижения инфляции. Тайцы стали заметно больше тратить на косметику по сравнению с первыми годами после кризиса. На рынке стабильно увеличивалось предложение брендов класса premium и выше. Производство, дистрибуция и торговля распределены между большим числом международных и местных компаний. По прогнозам, сделанным до Цунами, объем рынка должен был увеличиться с 57,4 млрд. бат в 2003 году до 80 млрд. бат к 2008 году.

Велики амбиции Таиланда и в области моды. Власти страны задумали превратить ее столицу Бангкок в региональный центр моды в течение двух лет и в один из мировых центров к 2012 году. На программу Bangkok Fashion City был выделен бюджет в 1,8 млрд. бат (около 450 млн. долларов на начало 2004 года). Целью проекта стало как привлечнение туристов, так и поддержка национальных дизайнеров, производителей одежды и текстиля. Ежегодно в феврале было задумано проводить фестиваль в Бангкоке с участием ведущих мировых Домов моду уровня Dior, Chanel и Louis Vuitton.

В Индонезии рост рынка парфюмерии и косметики измерялся в 2002-03 годах двузначными цифрами. Так в 2003 году он превысил 17 %. При этом фон в экономике был не самый благоприятный – высок уровень безработицы и инфляция. Рынок распределен между крупными иностранными игроками. Лидерами являются Unilever (до 41 %) и Procter & Gamble (около 10 %).

Многие мировые производители одежды и обуви выводили свои мощности именно в эти страны. Например, 43% обуви Nike и 36 % Reebok выпускается именно там.

Катастрофа унесла сотни тысяч жизней и поломала судьбы более миллиона людей, однако для бизнеса в регионе она отнюдь не стала фатальной. В Nike и Reebok отмечают, что у компаний есть все возможности временно переориентировать производственные процессы на другие страны и оперативно восстановить свою работу в регионе. Та же ситуация и у других международных компаний.

Между тем сами предприятия и оборудование практически не пострадало – это общая картина по индустрии моды и красоты. Пострадали торговые точки в курортных зонах, естественно. Основные потери пришлись на рабочую силу: погибло или было ранено много квалифицированных рабочих и управленцев.

Рынок красоты и моды в Таиланде очевидно замедлит свое развитие, но рост продолжится при, возможно, большей концентрации вокруг крупных, прежде всего международных компаний. В Индонезии прогноз может быть менее оптимистичен, но и там врят ли будет спад.

Планы Таиланда по развитию Bangkok Fashion City не были изменены – по крайней мере очередной фестиваль пройдет в феврале по утвержденной программе, а бюджет проекта в целом не был пересмотрен. В январе его оргкомитет и тайские дизайнеры провели ряд благотворительных акций в пользу жертв трагедии.

Многие международные компании также выделили средства на эти цели. Среди них владелец luxury-брендов PPR, Procter&Gamble, потерявшая своего представителя в Таиланде, Johnson & Johnson, Limited Brands, Boots и Henkel.

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить