Олег Выглазов: "Духи - это деньги, выброшенные на ветер"
В лаборатории парфюмера чувствуешь себя инородным телом в гармонии искусственного света, матового стекла и белых халатов. Здесь бессчетное количество пузырьков с надписями на латыни, пробирок и емкостей, названия которых мне неизвестны. Возможно, их тут тысячи, а в них - тысячи ароматных веществ. Запахи здесь полноправные хозяева. Они противостоят внешней упорядоченности, дотошной лабораторной логике. Выделить в этом карнавале ароматов доминирующий оказывается невозможно, это ни на что не похоже. Один из сотрудников лаборатории объясняет мне, что здесь смешались все запахи, но парфюмеры, работая с конкретным веществом, просто не замечают "фон".
Красота-онлайн: Вы относитесь к духам как художник или как прагматик-химик?
Олег Выглазов: Все зависит от заказчика. 95% рабочего времени мы выполняем требования клиента. 5% всегда остаются для творчества. Я всегда говорю, что духи - это деньги, выброшеные на ветер. Все уходит в воздух, но человек получает удовольствие. Значит, это вид искусства, потому что оно приносит удовольствие, удовлетворение и интеллектуальный рост. Деятельность парфюмера достаточно сложная. Все почему-то считают, что это непременно духи, но в компетенцию парфюмера входит создание запахов для всех категорий товаров бытовой химии, косметики и промышленной химии. И, поверьте, часто придумать аромат для стирального порошка или технической жидкости, которая уже имеет свой специфический запах, более сложно, чем создать духи.
Кр-Он: В моде существуют тенденции, есть ли они в парфюмерии?
О.В.: Конечно. Есть такие "оракулы", которые утверждают, что следующие два года будут модны водные запахи. Кто-то предсказывает чистые цветочные ароматы - жасмин, ландыш. Третьи говорят, что в 21 веке будут доминировать домашние, семейные запахи - ваниль, булочки... Но эти предсказания дают крупные фирмы-производители ароматов. Если они сильны в запах древесного направления, то они говорят, что Восток завоевывает мир, и скоро Европа будет желтая или коричневая. Все эти предсказания связаны с коммерческими проектами. Но есть цикличность в употреблении запахов, как и в моде. Человек всегда бросается в полярные вещи - у одних это занимает два года, у других пять, в зависимости от возраста, интеллекта, воспитания. Человек, который любил зеленые запахи, через год переходит к пряным. Вообще мода на запахи связана с открытиями новых веществ. Открыли альдегиды - стали появляться альдегидные запахи, например, Chanel No.5. Открыли спирт листьев - пошли зеленые ароматы. Открыли другие альдегиды - в моду вошли озоновые, дынные запахи. Сейчас эти новые элементы-ароматы не могут найти, поэтому снова наблюдается возврат к классическим запахам 30-х, 40-х годов. Они получают второе дыхание.
О.В.: Признаком таланта духов считается полярное мнение о них, когда есть те, кому нравится, и те, кто отвергает. Если о духах говорят "неплохо" или "ничего", я считаю, что это "серятина", это неинтересно.
Кр-Он: В последнее время все увлечены винтажем. Каким мог бы быть запах винтаж?
О.В.: Если это старая женская одежда, парики, то пудровые запахи. Мужская одежда - классика, элементы табака, кожи, запахи 18-19 веков. Сандал, дорогое дерево, вишневая древесина - это очень интересные дорогие запахи, я их называю антикварными.
Кр-Он: Существуют ли запахи, которые стали табуированными в парфюмерии?
О.В.: Я такого не встречал. Но я никогда не буду использовать в своей практике запах крови, агрессивные запахи. В некоторых химических веществах присутствуют молекулы, которые могут вызывать чрезмерное возбуждение. Проводились эксперименты по изучению влияния запахов на поведение, сенсорику человека. Капается вещество на вонючего бомжа, а все шикарные женщины останавливаются около него, или молодые люди обращают внимание на старуху. Это была закрытая тема в советские времена.
Кр-Он: Вы участвовали в подобных экспериментах?
О.В.: Я работал с такими веществами лет пять назад, но потом поставил для себя табу. Я считаю, что это низко, не богоугодно.
Кр-Он: Что больше всего возмутило Вас в романе Зюскинда "Парфюмер"?
О.В.: Меня возмутило то, что хобби, увлечения (это даже не профессия) человека перешли в патологию и преступление. Это самое страшное, когда твои способности переходят христианскую или божественную мораль. Да, духи могут быть сексуальными, они могут соблазнять, как любое произведение искусства. Они могут и отталкивать, устанавливать дистанцию. Но идти на преступление, лишать человека жизни ради них?!Конечно, это гипертрофированный элемент для показа таланта, но талант не может быть связан с преступлением. Хотя я понимаю, что это просто художественный элемент для усиления романа.
Кр-Он: Вдохновляют ли вас запахи на создание ароматов?
О.В.: Любые зрительные образы и звуки. Каждый художник фантазирует и выражает это в своем творчестве. Меня часто спрашивают, как я переношу летом запах пота... Нормально. Я выхожу из офиса - я нормальный обычный человек. Запах мочи, бытовые, городские запахи, смог я нормально воспринимаю и ватой свой нос не закладываю. Нужно просто отвлекаться, иначе с ума сойти можно. Иногда то, что происходило летом, вызывает ассоциацию зимой. Природные явления вдохновляют. Я создаю коллекции запахов - воды, турецких или крымских скал, виных подвалов Прованса, замков Шато, кошерные запахи в Иерусалиме...
Кр-Он: Это ваши воспоминания, материализованные в ароматах?
О.В.: Можно и так сказать. Это моя коллекция.
Кр-Он: Незнакомые запахи вам приходилось чувствовать?
О.В.: Природные - нет, но я часто встречаю интересные запахи в парфюмерных магазинах на Западе. Там есть такая очень интересная категория массовой парфюмерии, которая стоит от 3 до 8 долларов - для люмпенов, рабочего класса. И там есть такие находки! Истинные ценители парфюмерии ищут оригинальные запахи не в шикарных парфюмерных бутиках, а именно в таких лавочках и магазинах.
Александр Рымкевич
Фото: Алексей Смольский
Отзывы : 0