Самые красивые автобусы в СССР
В Советском Союзе, очевидно, именно автобусы были популярным видом транспорта.
Главной целью конструкторов СССР была вместимость как можно большего числа пассажиров. Для любого производства, конечно, важно, чтобы затраты были минимальными, это тоже учитывалось. Обычно изготавливались большие просторные автобусы, некоторые из них до сих пор ходят по нашим дорогам. Но как приятно вспоминать былые времена.
То, что отечественные конструкторы редко обращали внимание на внешний вид автобусов, не мешало городским машинам выглядеть красиво и надолго остаться в памяти людей.
1. ПАЗ-3205
Масштабное производство автобуса началось 1 декабря 1989 года, после остановки производства ПАЗ-672М.
4 июня 2001 на производстве этих красавцев был зарегистрирован выпуск 100-тысячного автобуса. Данная модель транспорта до сих пор ездит по улицам некоторых городов.
2. ЛАЗ-4206
ЛАЗ-4206-небольшой пригородный автобус среднего класса.
Двигатель этой машины расположен на корме. Он имел интересную окраску и был довольно велик. Эта модель была выпущена в небольшом количестве, ее заменили на автобус под номером 4207.
3. ЗИС-127
Первый автобус, который был создан для межрегионального транспорта, был выпущен в 1955 году. Сам автобус выглядел необычно: закругленный край и множество деталей из алюминия и хрома отличали его от остальных. Внешне он напоминал вагон пассажирского поезда.
Этот красавец мог вместить 32 места. В салоне было достаточно уютно для путешествий. Кресла были удобными и регулируемыми, также присутствовали освещение и вентиляция. Водитель был отделен от пассажиров перегородкой и имел личный вентилятор.
ЗИС-127 путешествовал по маршрутам Москва-Рига, Москва-Симферополь, а также по другим городам Советского Союза. По трассе можно было двигаться со скоростью 95 км / ч. Производство остановлено в 1961 году.
4. ЗИЛ-159
Этот красавец, родившийся в 1959 году, никогда не ходил по Советским улицам.
Городской автобус, вместимостью 70 человек, из которых 27 могли сесть, был довольно удобным. Конструкторы перепробовали и сделали множество новшеств, например, гидроусилитель руля, более мощную тормозную систему. Но, несмотря на все плюсы, транспорт имел множество минусов.
На момент создания автобуса 43 места для стоящих и 27 для сидящих не хватило. Двигатель, который располагался сзади, занимал слишком много места и ограничивал заднюю зону. Двери были недостаточно широки.
В конце концов было решено перевести производство автобуса на Ликинский завод и усовершенствовать его там. Но в результате усовершенствование ЗИЛ-159 так и остался в разработке.
5. ПАЗ-665Т
Буква «т» в названии означала "турист". ПАЗ-665Т был создан дизайнерами для 18-го Международного автосалона.
Из города Павлова во Францию модель прибыла самостоятельно. Автобус советского производства занял второе место на выставке, а также был удостоен награды за отличия. В результате его так и не выпустили на серийное производство. "ПАЗ-665Т" сохранился в единственном экземпляре.
6. ЛАЗ-695
ЛАЗ-695-первая модель Львовского автозавода. Автобус был выпущен в 1956 году.
ЛАЗ-695 был одним из лучших автобусов того времени. Он имел округлую форму, на крыше автобуса были окна. А на стенах были раздвижные форточки, обеспечивавшие проветривание автобуса.
Впервые двигатель был установлен сзади пассажирской машины. Через 2 года автобус изменился, дизайн стал проще, и он потерял свой первоначальный вид.
7. ПАЗ-Турист-люкс 8,5
Модель первого российского "туриста" пас-665т завоевала серебряную премию французского комиссариата по туризму. Сразу после такого громкого успеха Павловский автобусный завод приступил к созданию совершенно нового туристического автобуса, аналога которому нет в мире.
Обновленный ПАЗ был создан в марте 1969 года. Приставка "Люкс", добавленная к имени, полностью отвечала удобству этой модели. Было удобно всем, и водителю, и гиду, и пассажирам. Сиденья можно было отрегулировать, и в конце автобуса была раковина, бар и даже шкаф.
ПАЗ-турист получил много похвал на автобусной неделе. По итогам конкурса экипаж получил Гран-При президента Французской Республики и премию «Золотая Ника», а главный конструктор Сергей Иванович Жбанников и конструктор Марк Васильевич Демидовцев получили диплом «За техническое совершенство».
Несмотря на все успехи, автобус так и не выехал на советские улицы.
8. ЛАЗ 697/699 "турист"
Туристические автобусы во Львове начали выпускаться в 1959 году. Эти автобусы были нужны для перевозки пассажиров между городами, обычно они перевозили туристов в города и курорты юга СССР, некоторые из автобусов обеспечивали доставку людей по специальному маршруту. Так, ЛАЗ-699И 1974 года доставляли космонавтов на стартовую площадку.
В 1982 году серия «697» была заменена модернизированной моделью «699». По внешнему виду и удобству это была одна из лучших моделей на советских дорогах.
Уютный салон с довольно удобными сиденьями, большие багажные отсеки приносили удовольствие и ощущение уюта во время путешествия. В 2002 году закрылся последний завод Лазовского производства на Украине.
9. Микроавтобус " Юность"
Изначально микроавтобусы серии «Юность» производились для перевозки высших чинов КПСС. Собирались они вручную, что было довольно неудобно.
Микроавтобус неоднократно участвовал в международных автосалонах и получил в общей сложности 12 наград. Его хвалил сам Хрущев. Производство хотел выкупить завод Ford, но получил отказ от советских конструкторов.
В период с 1970 по 1994 год было выпущено 106 автомобилей семейства «Юность». Некоторые из них были переоборудованы в машины скорой помощи, другие-в машины слежения и отправлены в КГБ.
10. Икарус-55
Икарус-назывался "королем советских дорог". Они появились в 1953 году и были в то время одним из лучших и удобных автобусов.
Они производились в Венгрии и доставлялись в социалистические страны Восточной Европы и СССР.
Автобус выглядел очень необычно, а за свою форму получил прозвище «ракета». Модель каким-то образом впитала в себя все передовые инновационные разработки того времени. Двигатель располагался сзади, автобус был очень надежным.
Стоит отметить, что завод «Икарус» выпустил более 10 вариантов автобусов модели 55. Главное их отличие заключалось в количестве дверей. Их могло быть от однойго до трех. Они отличались отделкой и планировкой салона. У некоторых "Икарусов 55 люкс" вместо привычных кресел были диваны со столами между ними, над которыми горел светильник. Появились модели с повышенным комфортом, с отдельными сиденьями.
11. ЯА-2В
1934 году на Ярославском автозаводе был построен самый большой в мире автобус. Вес машины составлял более 9000 килограмм. Автобус вмещал 100 человек, из них 54 могли сидеть в удобных кожаных креслах, а 46-стоять. В салоне еще были занавески для окон, часы, радиоприемник с динамиками и зеркала.
12. ЛАЗ-699И
Недаром ЛАЗ-699И назывался «космическим». Нет, его не производили жители другой цивилизации, его главной задачей был транспорт и доставка космонавтов.
13. ЗИС-155
ЗИС-155 сменил модель 154, которая была выпущена сразу после Великой Отечественной войны. В 1949 году началось производство новой модели. Автобус вмещал 50 человек, из них 27 могли сесть.
Это первый советский автобус, на котором установлен генератор.
Низкая стоимость модели быстро восстановила послевоенный автомобильный парк. Последняя модель ЗИС-155 вышла в 1957 году. Теперь их можно найти только в фильмах.
14. ЗИУ-6-2М
Специализируясь исключительно на производстве троллейбусов, Урицкий завод решил попробовать собрать автобус, который впоследствии получил название ЗИУ-6-2М.
Детали были доставлены из Чехословакии и Венгрии. Салон был рассчитан на 38 сидячих мест, и в нем обычно могли перевозить 100 человек, что очень удобно для больших городов.
Автобус имел преимущество перед ЛиАЗами, которые давно бродили по советским улицам. Новички были практичнее и экономичнее, но серийное производство ЗИУ-6-2М так и не было налажено.
15. АМО-Ф15
АМО-F15-дед советского автобусного производства. Выпускался в 1926-1931 годах на заводе «Московское автомобильное общество».
Этот красавец мог вместить 14 человек, но его двигатель был слабее, чем у Запорожца. Несмотря на это, автобус очень помог советским работникам, которые в конце концов смогли добраться до работы не пешком.
16. НАМИ-0159
Мало кто слышал об это чуде. Автобус с кабиной водителя, которая находится на втором этаже. Такое расположение кабины позволило увеличить вместимость пассажиров на 30%. Но автобус не запустили.
17. Автобусы с прицепами
Еще одна попытка увеличить количество пассажиров. Очень интересная идея, которая воплотилась в жизнь.
Вот первый советский слитный автобус ЛиАЗ-5е676 построен в 1962 году. Основанием для красавчика длинной 15,5 метра стал ЛиАЗ-158.
Двигатель в сто пятьдесят лошадиных сил был слишком слаб для такого автобуса. Это была одна из причин, по которой ЛиАЗ остался прототипом. А позже, в СССР, действовали аналогичные конструкции Икаруса.
18. Кинотеатры на колесах
Часто для детей устраивал кинопоказы, в вот таких удивительных кинотеатрах на колесах.
19. ЛиАЗ-5256.05
В 1990 году был создан образец кафе-мобиля. Переделанный из городского ЛиАЗа кофе-мобиль, имел распашные двери и откидывающийся прилавок по центру.
20. Старт
Микроавтобус «Старт», с уникальным аэродизайном в американском стиле, по праву является одним из самых стильных в СССР.
Над машиной работали выпускники Харьковского автодорожного института, которые уже имели опыт работы с стеклопластиковыми кузовами гоночных машин. Также к работе подключились несколько заводов Северодонецка. Микроавтобус, который получил название «Старт», основанный на узлах двадцать первого Волги.
Первый прототип собрали в 1963 году, и отправили в Москву, где на ВДНХ его показали Хрущев, после чего появилось решение выделить 50 комплектов узлов газ-21 для производства микроавтобусов.
Себестоимость стартовой была очень высока, так как машины делали полукустарного, с большим объемом ручного труда. Некоторое время микроавтобусы который продолжал производить, используя узлы газ-21, прошедших капитальный ремонт.
В 1964 в Донецке на одной из автобаз была изготовлена небольшая партия машин под именем Донбасс - практически идентичных стартовой. После этого в 1966 несколько автомобилей с измененной отделкой построили на Луганской автосборочном заводе, но все же крупносерийном производстве конструкции 10 местной машины так и не была приспособлена. Всего было выпущено около сотни микроавтобусов Старт.
21.Двухэтажные ЯТБ-3
Попытка советских конструкторов создать двухэтажный общественный транспорт не увенчалась успехом. Автобус был достаточно неудобен для пассажиров: низкие потолки, винтовые лестницы, по которым нужно было заранее спускаться, чтобы не пропустить свою остановку. Сама махина была очень тяжелой, что ухудшало ее управляемость.
22. ЗИС-5
Для курортов производились автобусы с открытой крышей на шасси. Одни из таких - ЗИС-5. Подобные автобусы без крыш делались вплоть до конца 1960 года.
23.ГЗА-651
ГЗА-651 - знаменитый автобус, который предназначался для не очень длинных загородных маршрутов или служебных нужд. Производством данного автобуса занимались полтора десятка заводов в разных уголках огромной страны. Газовские кузова довольно долго делали на деревянном каркасе, обшивают его стальным листом.
24. Альтерна-4216
Произведенный во времена перестройки, автобус Подмосковной марки Альтерна, был максимально дешевый в изготовлении. Его изготовляли на серийных двигателях ЗИЛ или КАМАЗ. Кроме Альтерн-4216 создали сочлененный, междугородный и аэродромный варианты. В Подмосковье производство вели с 1993 по 1995.
25. ЗИС-16
Довоенный обтекаемый городской автобус ЗИС-16 - это тот редкий случай, когда серийная машина выглядит интереснее своего прототипа, который был построен в декабре 1936 года. Мелкосерийное производство началось в 1938, а в начале 39 организовали серийное производство в новом корпусе Московского автомобильного завода имени Сталина.Мест для сидения, в зависимости от планировки салона, было от 24 до 36.
Выпуск ЗИС-16 вели с начала Великой Отечественной войны. Всего было выпущено около трех тысяч двухсот пятидесяти экземпляров.
Вот такие удивительные автобусы, которые навивают ностальгические воспоминания для всех жителей бывшего СССР, мы сегодня увидели. Строительство автобусов именно в СССР дало большой толчок для современного производства. Даже сейчас в некоторых городках можно наблюдать старенькие ПАЗы и ЛАЗы, которые все еще перевозят пассажиров. В Росси редко можно встретить автобусные музеи, поэтому большинство раритетных и старых советских автобусов давно утилизированы. Некоторые из них мы можем увидеть только в советских фильмах.
Отзывы : 0