Сериалы и мода
Сериалы и мода, тем более стиль вещи совместные? Скептики скажут «нет», воспринимая «Династию» и «Секс в большом городе», как исключения.
Они припомнят, с чего все начиналось. 1932 год, Чикаго, эпоха великой депрессии. Рекламному агентству Blackett-Sample-Hummert тяжело найти клиента для размещения на радио в дневное время. Они решают создать передачу, которая заинтересовала бы домохозяек, и привлекать спонсоров для долговременного партнерства. Фрэнк Хаммерт придумывает душещипательные истории. Спонсорами становятся мыло, моющие средства и т.п. Отсюда «мыльные оперы».
Да, можно сказать, происхождение не аристократическое. Значительную часть шоу, в том числе самые популярные, делали не радиостанции, а агентства и спонсоры, т.е. шоу представляли собой сугубо коммерческий продукт для домохозяек, стариков, детей и подростков (уже в 1930-х были детские сериалы). Это не fashion-concious истории.
Многое ли с тех пор изменилось? И да, и нет. Во-первых, сериалы прижились на появившемся с тех пор телевидении. Довольно быстро еще в радиоэфире ушли от сугубо дневного времени и стали появляться утренние и вечерние постановки.
В литературе, говорят, несколько десятков бродячих сюжетов. То же самое и с сериалами. Ходы все те же, их лишь модифицируют и комбинируют. Уже в 1930-40-е в США они были перепробованы все, вплоть до мистики и фантастики (хулиганство Орсона Уэллса, транслировавшего сводки вторжения марсиан в США), и технология в целом была наработана.
Американцы заложили принципы сериалов, они сильны своими организаторскими способностями. Будет поставлена задача сделать модный сериал, будет бюджет - они найдут сценаристов, консультантов, стилистов, визажистов, договорятся о плейсменте модных марок, и процесс пойдет. Не будет поставлена, получится другой сериал.
Возьмем пример «Династии» и ее ответвления «Семьи Колби» с одной стороны и «Санта-Барбары» с другой. Сколько бы Кепвеллы из Санта-Барбары не давали понять, что им принадлежит половина США, им не веришь. В России 1990-х, когда настоящее luxury было в новинку, когда частные самолеты только начали появляться, когда не было глянца с многозначными ценниками возле съемок, им поверили, сейчас нет.
В результате «Санта-Барбара» шла и шла, но не стала культурным феноменом, а «Династия» стала воплощением стиля 1980, от копирования нарядов до кукол Джоан Коллинз. Легко можно себе представить дизайнера, пересматривающего ее серии в поисках идей и настроения для новой коллекции.
«Клан Сопрано», казалось бы, совершенно вне моды. Нью-Джерси, мафиозные типы. Разве что один из героев хочет стать дизайнером и делать одежду, «но не для педерастов, а солидную вроде Hugo Boss». Но в «Сопрано» помимо юмора, помимо хороших ходов, схвачен стиль. То, что называется mobster chic, «гангстерский шик». В 2003 году HBO стал выпускать специальную линию одежды, а Wall Street Journal посвятил статью разбору того, хотят ли современные мужчины, выглядеть, как мафиози или нет.
Девушка будет пересматривать «Беверли Хиллз 90210» и «Мелроуз Плейс» от начала и до конца столько раз, сколько его показывает канал «СТС», вне зависимости от их стильности.
Однако «Секс в большом городе» без пресловутых «блаников» и прочего просто бы не состоялся. Никто бы не поверил героиням, если бы они попутно не гонялись за модными шмотками и туфлями. Два современных явления являются ключами: логомания и реалити-шоу. Отсылки к существующим в действительности маркам, интерьеры настоящих бутиков, где кто-то из зрителей был, а кто-то видел на фото, настоящий показ Парижской недели моды. Помните, эволюцию автомобилей у нас в «Бригаде»: вначале ребята ездят на американском дрындулете Космоса, потом у них появляется Mercedes, тот самый 600-ый,а в последних сериях Саша Белый уже в Bentley. Без этой и прочих фишек можно было обойтись, но это был бы другой сериал, менее успешный.
«Секс в большом городе» похож на хорошо сделанный глянцевый журнал (этим родством, «форматностью» во многом объясняется любовь журналистов): мода, красота, здоровье, секс и отношения, дети, рестораны. Однако он не стилизован. Его героев сложно разделить на положительных и отрицательных, потому что они очень похожи на нас, живых людей, и у них, так же, как у нас, есть достоинства и недостатки, им также свойственно ошибаться. «Секс» ироничен, как в сцене помощи слепым. Миранда надевает повязку (Burberry), чтобы почувствовать, каково слепому, и ходит по Bergdorf Goodman, натыкаясь на стенды. Керри обязалась быть ее поводырем, но забыла про свою миссию и увлеклась примеркой туфель. За это мы их и любим. За это мы любим Кэрри Брэдшоу, эмоциональную и сдержанную, серьезную и легкомысленную, сильную и беззащитную, но всегда настоящую. И мы верим ей.
Американцы сильны в подборе актеров. Так, например, актерская карьера Кэти Холмс, о которой в последнее время пишут многие российские и зарубежные издания, началась с молодежного сериала «Бухта Доусона», где она снималась еще будучи подростком. Теленовеллы дали старт многим звездам, помогали им остаться на плаву или вернуться в обойму. В сериалах стало сниматься престижно, и они полноправная часть культуры celebrity, без которой сегодняшняя мода невозможна.
Сериал – это ремесло, никто не спорит? Сериалы и мода идут в ногу, потому модные дома стремятся одеть героев в свою одежду. Модность и стильность сериала – это качества не основные, а служебные. Их можно обойти, но они повышают внимание, делают сюжет более достоверным, а сериал превращают из просто «мыла» в масскультурный феномен.
Екатерина Мудрик
Отзывы : 0