Безумный рок-н-ролл 60-х постепенно изживал сам себя. Эта музыка и весь стиль жизни требовали слишком большой отдачи от аудитории, отдачи, на которую измученное наркотиками и бунтом поколение уже не находило сил. Серьезные рок-музыканты уходили со стадионов в студии или прямо сразу в нирвану. Экономическая и политическая ситуация уже не вызывали интереса у общества, люди получили свой хлеб и теперь им хотелось зрелищ.

     Таким образом, протестный и концептуальный стиль шестидесятых породил на излете следующего десятилетия два уникальных и на первый взгляд полярных явления: диско и панк. Если панк был апогеем отрицания, экзистенцией бунта против всех и против всего, даже против жизни, превозносящим эстетику жестокости и уродливости, то диско, пришедший из латинского квартала Гарлема Гринвич Вилладж наоборот воплощал бездумную, как бы сейчас сказали, безбашенную радость жизни.   

     Что такое музыка диско, напоминать никому не надо. Сладкие голоса "Модерн Токинг", Boney M, ABBA, Bee Gees и героев индийских фильмов, так или иначе, звучат в голове каждого россиянина, кому уже больше 20-и лет.

     Диско пришел спонтанно, как упавший метеорит в 1975 году с первым альбомом группы Hustle. Правда, само явление возникло немного раньше. Клубные концерты рок-групп постепенно вытеснили из них проигрыватели, каждый престижный клуб мог похвастать своими живыми исполнителями. Постепенно люди стали приходить в такие клубы, не чтобы послушать музыку, а чтобы выпить, пообщаться и главное – потанцевать. Так впервые возникла концепция чисто танцевальной музыки: с однообразным ритмом, под который легко двигаться и незамысловатыми текстами-рефренами. Именно музыке диско мы обязаны появлению синтезаторов – вначале это были громоздкие варианты клавесинов, которые издавали резкий механический звук и задавали рваный ритм всей мелодии. Клубы с дансиг-полом, где выступали такие группы, и были первыми дискотеками – от них и возникло название всего стиля диско. Диско – это гимн примитивной чувственности.   

     Если диско исполняли мужчины, их голоса то и дело срывались на высокий фальцет, а любая песня диско, начиная от Донны Саммер, изобиловала страстными вздохами и стонами и сопровождалась эротическими жестами и движениями самого исполнителя.

     Сам танец диско тоже был предельно прост и эротичен – в отличие от акробатических трюков рок-нролла, классических движений твиста и свинга, которые уже к этому времени превратились в "танцы для предков", никаких особых навыков для того, чтобы танцевать диско не требовалось – надо было просто хорошо чувствовать ритм. Это диско первый бросил клич "Just move your body”!

     Диско-стиль показал себя во всей красе в хите 77 года фильме Saturday night fiever, сделавшим звездой Джона Траволту. Именно образ вечной дискотеки, куда простые люди: служащие и рабочие приходят, чтобы забыть о своих бедах и тяготах, и которая, в общем-то, и является их настоящей жизнью, определил стиль жизни целого поколения. В диско бросились все. Даже такие зубры рока, как Rolling Stones и Род Стюарт записали несколько диско-песен, а знаменитый Нью-Йоркский клуб Studio 54 прославился своими наркотическими диско-оргиями, в которых принимали участие все мало-мальски известные люди того времени. Со времен хиппи это был первый тотальный стиль, охвативший все стороны жизни. Со своей музыкой, своим сленгом, своими героями и конечно, своей одеждой.

     О, одежда диско это был апофеоз сексуальности, даже транссексуальности, потому что мужчины выглядели как женщины и наоборот. Сатиновые пиджаки свободного покроя, полупрозрачные майки и топы, обтягивающие джинсы (те самые Jordashe, в которых выросла вся Америка), слаксы, белые кожаные брюки. И блестки, блестки, блестки. Кстати, именно со времен диско возникла практика использования музыканта, как живой рекламы какой-то марки одежды или ТНП. Известно, например, что постоянным спонсором незабвенной ABBA был концерн Volvo. И мужчины и женщины носили длинные (или средней длинны) завитые волосы.   

     Негритянский вариант диско запомнился шарообразными прическами в стиле Шэрри Лейн и братьев Джексонов. Сладкие мелодии, изнеженный, женственный облик исполнителей, их высокие голоса и унисексуальность самого танца – диско был первый стиль, где мужчины повернулись к традиционной женской эстетике, а не наоборот. Исполнители диско, как женщины, так и мужчины пользовались одинаковой яркой косметикой – розовые губи и голубые веки (не путать с глэм-стилем Дэвида Боуи и AC/DC, более похожем на карнавальные маски), что давало повод последних подозревать в “не той” ориентации. Действительно, гомосексуализм расцвел именно в эпоху диско – этому способстовало полное отсутсвие традиционных признаков “мужесвенности” в самом стиле.

     Диско прославился еще и самым коротким сроком своего официального существования. Уже через год после “Лихорадки субботнего вечера” звукозаписывающие компании стали отмечать снижение интереса к пластинкам диско-исполнителей. Джон Траволта сидел без работы, а многочисленные скандалы и взятки блюстителям порядка подточили репутацию Studio 54. Диско изжило само себя – очень быстро наступило пресыщение однообразной, бессмысленной музыкой, клонированными исполнителями, а кроме того, экспансия диско выводила из себя еще многочисленных рок-фанатов. Официальным днем смерти диско считается 12 июля 1979 года, когда в Чикаго в перерыве бейсбольного матча на поле выскочили 7 тысяч рок-фанатов и демонстративно уничтожили десятки тысяч пластинок диско.   

     Но как известно, в природе ничего не исчезает бесследно. Так и музыка диско не умерла, а просто плавно перетекла в более спокойный электро-поп и по-прежнему волнует девичьи сердца. На волне диско и попа поднялись такие музыкальные монстры, как Майкл Джексон и Мадонна. Хоть последняя и утверждает, что начинала, как рок-музыкантша и примером для нее была солистка Pretenders Крисси Хайндт, мелодии и стиль исполнения ее первых песен был скорее заимствован у Донны Саммер.

     Кстати, о Мадонне нужно сказать особо. Хоть эта женщина в разное время и примеривала на себя разные стили столетия, ее собственный стиль Wannabe, принесший ей бешенную популярность и миллионы подражателей заключался именно в уникальном синтезе только что отгремевших диско и панка. Жизнеутверждающая, вызывающая сексуальность диско: слаксы, топы, огромные серьги и лента в волосах сочеталась с агрессивным нигилизмом панка: мужские ботинки, кожаная куртка, те же слаксы, но с дырками и растрепанные обесцвеченные волосы, всегда темные у корней. Она создала образ девушки, Которая Способна На Все, и он настолько органично вписался в общее настроение того времени, что ее призыв: "Долой скромность, давайте веселиться" подхватили миллионы, а стиль Мадонны заимствовала не только армия скучающих домохозяек, замученных серостью жизни, но и такие знаменитости, как, например, принцесса Монако Стефания.

     Главным врагом была объявлена скука и занудность, поэтому непристойное поведение и публичные скандалы уже никого не шокировали, а напротив, вызывали, чуть ли не уважение. И здесь опять тон задавала Мадонна. До сих пор спорят, не был и ее брак с Шоном Пенном умело срежиссированным ею самой спектаклем: от скандальной свадьбы со стрельбой по вертолетам телевизионщиков до не менее скандального развода, когда Пенн напившись, связывал и избивал жену. После развода в 1989 году они даже не общаются.   

     Для мужской моды стиль диско тоже не прошел бесследно. Актуальны вновь стали дорогие элегантные костюмы, а свободный крой и плавные линии мягких тканей превратились в настоящий шик 80-х. Именно по свежим следам моды диско пришел в Голливуд Джорджио Армани со своими суперэлегантными серебристо-серыми костюмами, шелковыми рубашками и свободными галстуками, в которых дефилировал новый секс-символ 80-х Ричард Гир в фильме "Американский жиголо". Именно тогда появился стиль casual – не строгая офисная, не фривольная богемная, а свободная повседневная элегантность. Для нее идеально подходили костюмы Armani, Versace и Hugo Boss, особый шик которых был еще и в том, что их творения прекрасно сочетались с обычной одеждой.   

     Стиль casual продемонстрировал, что мужчина и в костюме может выглядеть круто и раскованно. Такой вариант Джейсмса Дина в пиджаке воплотил Дон Джонсон в культовой роли Сонни Крокетта в сериале Miami Vice (у нас известный как “Полиция Майами, отдел нравов”), с 1984 по 1989 год определявший стиль всей Америки невообразимым соченанием светлых костюмов от Versace с 3-х долларовыми футболками, облегающими бицепсы и теннисными туфлями. Костюмы Miami Vice – прямые наследники моды диско были воплощением безвкусицы, но именно они доказали, что даже полное отсутствие вкуса может стать краеугольным камнем стиля.

Продолжение в среду…

В следующей публикации: черные братья в “адидасе” из революционеров превратились в бандитов.

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить