Веер - это не только произведение искусства, но и история женщины

Статьи

     "Прежде хорошенькая женщина имела 2-3 веера, теперь 20, 30! - писал в 1909 году журнал "Дамский мир". - Надо иметь один или два богатых веера для больших приемов или балов, а для более простых собраний - несколько простых, но изящных, подходящих к туалету".


      На выставке "Парижские веера 1889-1914" в Музее истории Москвы совсем нет мужчин, только вздыхающие женщины, которые представляют себя в той эпохе роскошных платьев, кружев и блесток. Именно на конец ХIХ - начало ХХ веков пришелся пик моды на карнавалы, роскошные, почти театральные наряды и веера, представленные музеем Гальера - музеем моды города Парижа.


      Каждый веер - это не только произведение искусства, но и история женщины. Вот - этот - серый из лебяжьих перьев - скорее всего, принадлежал совсем юной барышне, а этот - черный кружевной с золотыми блестками - наверняка жене полковника.
  

      У вееров, как и у нарядов, существовал строгий регламент: с вечерним не стоило появляться днем, с дневным - вечером.
     О назначении "говорил" рисунок: например, изображенные розы символизировали день, а маки - вечер.

  • Существовали веера для "первого бала" - пастельных тонов, украшенные кружевом, "свадебные" - из белых перьев или кружев, с сентиментальным сюжетом, "траурные" и даже "полутраурные" - белый веер со строгим рисунком, показывающий, что траур его владелицы подходит к концу.
  • Зато всем подходил веер "а ля мадам Сан-Жен" - с отверстиями, позволяющими дамам незаметно рассматривать окружающих. Сама мадам Сан-Жен - мадам "без стеснения" - героиня комедии, отличавшаяся чрезмерной простотой манер и прямыми высказываниями.
  • У экстравагантных дам были популярны веера "фантэзи" в виде раковины, прямоугольника или овала. И даже веера-лорнеты, веера-театральные бинокли и... ручные вентиляторы.

  

     Мимо веерного бума не могли пройти предприимчивые люди. Владельцы ресторанов дарили веера-"меню" своим завсегдатаям, мадам Пакен (потом в ее Доме моды начнет работать Кристиан Диор) посылала веера-ballon своим постоянным клиентам.


      Парфюмеры пропитывали веера духами, железнодорожные компании рекламировали на веерах модные курорты. А на балах всем участникам танца "котильон" вручался специальный маленький веер.


      Веера изготавливались из дерева, черепахового панциря и слоновой кости, кружева и муслина, бумаги и перьев.


     А рисунки охватывали все темы жизни:
от цветов и амуров до женского спорта и Всемирной выставки в Париже.


Наталья Григорьева
Благодарим "Общую газету" за предоставленный материал

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить