Раскланивающийся кавалер. 1620-1623Дама в маленьком чепце. 1620-1623«Хорошо, что его острый взгляд не может оценить наше время. Многим бы непоздоровилось», - говорит куратор выставки «Весь мир – театр…» в ГМИИ им. А.С.Пушкина Наталья Веденеева о Жаке Калло.

В самом деле, как никто этот мастер офорта умел быть ироничным, низвести напыщенность до гортеска и возвести изящные мелочи до высокого искусства.

Смотрите на его листы, и вы окажетесь в мире его поклонников Гофмана, Бодлера и «мирискусников». Калло восхищался Рембрандт, коллекционировавший его работы и создавший несколько офортов в его манере. Его работы привлекали интерес театрального художника Э.Г.Крэга и режиссеров-новаторов В.Э. Мейерхольда и А.Я. Таирова. И это было вызвано не только необычностью художественного языка гравюр, но и их содержанием: многие работы Калло посвящены непосредственно театру, многие - глубоко проникнуты театральным духом.

В традиционном театре вы можете отличить актеров от зрителей и декорации от обстановки, вы знаете, «где кончается сцена». Но как быть, если мастер-«алхимик» смешивает на своих офортах правду и вымысел?

Партер в Нанси. Парк в Нанси. 1625Вы всматриваетесь в «Парк в Нанси», полный мельчайших подробностей реального пейзажа, и обнаруживаете, что дворец на нем придуман Калло. И наоборот на существующих доныне площадях волей графика разыгрываются действа, которых никогда не было.

Калло скрупулезно срисовывает детали костюмов, в том числе восточных. Но разве можем мы поручиться, что и в них не разыгралась его фантазия?

А горбуны и нищие? Их создал Калло или они срисованы им с флорентийских представлений карликов Giostri di gobbi?

Калло сам иронизировал над смешением театра и жизни. Например, в «Веере» (1619). К празднику св.Иакова герцогом Тосканским были заказаны деревянные веера с гравюрой на одной стороне и текстом стихов, посвященных празднику на другой. На веере Калло изобразил персонажей, наблюдающих за представлением. Один из них держит в руке веер, буквально повторяющий по очертаниям гравюру.

Одними из первых празднеств, запечатленными Калло, стали представления, названные «Война Любви» (1616), и «Война Красоты» (1616), проходившие на площади Санта Кроче во Флоренции. Уже в 1617 году Калло создает серию гравюр «Интермедии», одну из своих наиболее замечательных серий флорентийского периода, посвященных театру. В этих работах невероятная наблюдательность мастера сочетается с удивительной творческой фантазией, любовью к гротеску.

Капитан Церемония – Синьора Лавиния. 1621Яркая тема в творчестве Калло - итальянская комедия дель арте. Ей посвящены многие листы мастера - «Два Панталоне», «Балли ди Сфессания», «Три Панталоне» . Как правило, актеры изображаются мастером на фоне толпы, театральное представление как бы включается в контекст будничной жизни города. Композиции Калло - это своего рода взгляд со сцены: фигуры актеров обычно даются во весь рост на первом плане, резко выделяясь на фоне зрителей и прохожих. Мастер замечательно передает атмосферу представления, невероятно живо изображая причудливые позы и жесты актеров, нередко балансирующие на грани гротеска и непристойности.

Мотивы, заимствованные из собственных композиций, или из работ предшественников, посвященных театру, различимы в известном «Искушении св. Антония». Помимо собственно сюжета из жития св. Антония, здесь изображены адские силы, готовящиеся к бою с жителями Тиррены в отмщение за оскорбленную волшебницу Цирцею. Этот эпизод мог быть взят из второго акта интермедии Я. Пери «Освобождение Тиррены», сценическая постановка которого запечатлена Калло на одном из листов серии «Интермедии» 1617 года. В гравюре интересно также изображение беса-пушки, смешение техники и живого существа. За несколько столетий Калло предвосхитил эстетикк «биодизайна» второй половины ХХ века?

Веер. 1619Если обратиться от общего построения композиций к трактовке отдельных персонажей в работах Калло, то можно заметить, что все они лишены индивидуальной характеристики, это, скорее, социальные типы. Достаточно вспомнить известную «Ярмарку в Импрунете», или серии «Знать Лотарингии» и «Нищие». В них различимо стремление запечатлеть образ человека, как бы скрытого за маской, играющего свою социальную роль, образ нередко обманчивый. Идея жизни как маскарада, карнавала, где каждый прячет свое истинное лицо под маской - маской добродетели, светской любезности, или какой-либо другой, обманывает, притворствует - эта идея часто встречается в литературе того времени, и в данном случае образы Калло находят немало параллелей. Достаточно вспомнить, к примеру, знаменитые гамлетовские строки, или обратиться к поэзии Филиппа Депорта или Франсиско Мануэле де Мело.

Театр как непосредственный предмет изображения и театральный характер, сообщенный сценам из обычной жизни - эти два мотива неизменно присутствуют во многих работах мастера. Изысканные придворные спектакли и представления комедии дель арте, многочисленные гротескные персонажи, вызванные к жизни виртуозной рукой художника, умеющего с неподражаемым мастерством передавать реально существующие образы или образы, созданные его собственной фантазией, - весь этот богатейший мир, запечатленный Калло, представляет интерес и для современного зрителя.

Биографические сведения о Жаке Калло здесь

Выставка офортов «ВЕСЬ МИР – ТЕАТР...». Офорты Жака Калло (1592/93-1635) из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина представлена МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и ГОСУДАРСТВЕННЫМ МУЗЕЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА.

посетить ее можно с 20 января до 11 апреля по адресу:

Москва, Волхонка, 12. ГМИИ им. А.С.Пушкина

Генеральный информационный спонсор ГМИИ им. А.С.Пушкина – «Афиша»

Информационная поддержка: «АртХроника», «Седьмой континент. Столичное ревю», «WHERE Moscow», РИА «Новости», «Ваш досуг», «Мезонин», «Декоративное искусство», «Столичная вечерняя газета», «Только ты», «Красота-онлайн» (WWW.KRASOTA.RU), радиостанция «Говорит Москва»

Генеральный консультант ГМИИ им. А.С.Пушкина – ФБК

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить