А.А. Васильев. Русская мода: 150 лет в фотографиях. Издательство Слово/Slovo, 2004.

Книгу "150 лет в фотографиях" все так долго ждали, что уже сейчас ее можно назвать знаменитой. И не только потому, что ее автор – Александр Васильев; впрочем, только он один и мог ее написать.

Достоевский говорил, что русский человек делается по-настоящему русским тогда, когда становится европейцем. Васильев – художник, декоратор, коллекционер, педагог и писатель о моде – один из самых успешных русских эмигрантов предпоследней волны. Он учился в школе-студии МХАТ и в Сорбонне, преподавал в La Cambre и Esmod, оформил как художник по костюмам более 120 спектаклей во Франции, в Англии, Германии, Италии, Швейцарии, Португалии, Турции, Китае, Сингапуре и Японии, а в последние годы также в России и Литве. Его собранию старинного костюма и аксессуаров мог бы позавидовать любой музей.

Европеец, полиглот, денди Божьей милостью, Александр Васильев в то же время – пронзительно русский, находящийся в отношениях любви-ненависти с родной страной. Он подарил городу Самаре сотни работ своего отца, театрального художника А.П. Васильева, и патронирует собственный конкурс молодых дизайнеров «Поволжские сезоны». Во время летнего отдыха в родовом имении бывшей Виленской губернии он выращивает розы редких сортов, выведенных в царской России и погибших после 1917 года.

Международный бэкграунд, масштабность мышления, культуртрегерские амбиции сделали русского парижанина Васильева идеальным автором своей книги. С легкой грацией он находит равновесие между западной модой и ее уникальным бытованием в России, всегда ясно отличая одно от другого. Васильев впервые дает целостную картину российской моды на протяжении последних 150 лет. Половина этого времени приходится на годы, неблагоприятные не только для моды, но и для жизни вообще. Васильев проявляет особую маэстрию, когда анализирует ослабленные, запоздалые, искаженные отзвуки западной моды в советском костюме. Книга построена как энциклопедия, состоящая из 15 однотипных глав по числу десятилетий, в каждой из которых дается информация о важнейших событиях за это время, о женской, мужской, детской одежде, косметике и средствах ухода за телом. Кроме того, через все главы проходит сквозной темой популярно изложенная история фотографии в России.

«Русская мода» – еще и крупнейшее в России собрание портретной фотографии в одной монументальной книге приблизительно с 2000 иллюстраций, начиная от первых русских дагерротипов середины XIX века и заканчивая светской хроникой и съемками моды 1990-х годов. Это единственное в своем роде собрание русских лиц, где правители от Александра II до М.С. Горбачева, знаменитости и важные персоны перемешаны с рядовыми людьми, выглядит как всероссийский семейный альбом.

Успех первой книги Васильева «Красота в изгнании» был фантастический: переизданная в Америке и Европе, в России она разошлась огромным тиражом, экранизирована в виде популярного телефильма и легла в основу балетной постановки. От новой книги, заполняющей огромную брешь в национальном самосознании, следует ожидать не меньшего успеха.

Алексей Светайло

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить