В Царицыно, в помещениях Среднего дворца, открылись две новые выставки, посвященные истории моды – большое событие «для всех, кого это касается».

В нижнем этаже дворца разместилась экспозиция «Бархатная революция моды», посвященная периоду 1880-1920-х годов – сорок лет, в которые женский костюм изменился до неузнаваемости. Здесь представлены предметы из Музея истории Москвы, музея «Царицыно» и частных собраний. Любителям моды следует обратить особое внимание на шелковое манто с сине-зеленым печатным рисунком и оранжевыми руло из коллекции Елены Супрун (это подписная работа великого реформатора моды Поля Пуаре, а набойка выполнена по эскизу Рауля Дюфи), а также на великолепные образцы старинной обуви из частного музея Shoe Icons. Моды прошлого иллюстрируют многочисленные русские и иностранные журналы из коллекции антиквара Ольги Романовой.

Экспозиция второго этажа озаглавлена «Суровый текстиль конструктивизма», но при ближайшем рассмотрении текстильные орнаменты русского авангарда оказываются не такими уж и суровыми. Эскизы и фрагменты тканей с рисунками Любови Поповой, Варвары Степановой и других художников, увлеченных «музыкой революции», поражают своей технической виртуозностью и эстетским большевизанством (представьте себе веселый ситчик под названием «Механизация РККА» с фривольно перемешанными танками и самолетами, или «Красноармейцев на лыжах», скользящих футуристической красной рябью по снежному лесу). Рядом с этими жемчужинами царицынского собрания прикладного искусства размещены фотографии, реконструкции кинетической скульптуры и конструктивистских театральных костюмов из коллекций Александра Лаврентьева и Музея кино. Обе выставки продлятся до октября.

Презентация двуединого выставочного проекта – событие тем более приятное, если принять во внимание, что выставочная деятельность, связанная с модой, в России совершенно ничтожна, и все подобные выставки последних 15 лет можно пересчитать по пальцам. Убийство красоты в грандиозном масштабе привело к тому, что объем вещей музейного уровня совершенно не соответствует амбициям великой державы. Достаточно сказать, что в собрании Государственного Исторического музея есть только одно платье XVIII века с утратами. Там же хранится единственный уцелевший на всю Россию мундир чиновника XVIII века.

Российский Музей моды пока остается всего лишь мечтой. Опыт последних выставок указывает на принципиальную возможность и пути ее осуществления: объединенные усилия государства и частных лиц и масштабные закупки за границей (в Европе и США были приобретены многие предметы в коллекции Е.М. Супрун, фонд виртуального музея Shoe Icons полностью сформирован из закупок на западных аукционах). Вопрос, как всегда, упирается в деньги…

Алексей Светайло
Фото: Shoe Icons

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить