Массовая философия

Если вдруг произойдет переворот,
то Система нас повсюду заберет.
Мы ментов стремать не будем,
пусть тусуются, как люди
неформальным станет стриженый народ.

(народная песня)

     Брожение умов послевоенной молодежи непременно должно было породить Время Великого Бунта. И это время наступило во второй половине 60-х. Это уже был не беспричинный бунт Брандо и не умозрительное отвращение к миру Керуака, новое поколение в отличие от своих предшественников было готово к тому, чтобы создать собственную массовую философию. Миллионы молодых людей на обоих берегах Атлантики демонстративно перечеркнули все жизненные ценности своих родителей. Но если европейцы агрессивно пытались изменить окружающий мир с помощью уличных погромов, то самому мирному движению на планете (исключая гандизм) - хиппи, мир обязан теплым берегам Калифорнии.
     В каком-то смысле хиппи можно считать прямыми наследниками своих земляков битников, – особенно в области экспериментов наркотиками и любви к путешествиям. Но, несмотря на то, что идеологи хиппи подняли на щит прозу Керука и Берроуза, философию Маркса, музыку "Битлз" и образ Chelsea look, а Лондон стал Меккой хиппующей молодежи, стиль хиппи никак нельзя считать просто частью "британской волны".
     Несмотря на то, что Мэри Куант решительными движениями ножниц открыла миру женские ноги и удлинила мужчинам волосы, дав толчок полной свободе поведения и сексуальной раскрепощенности, "британская волна" была все-таки стилем городским и очень быстро ставшим конъюнктурным, стиль хиппи же изначально задумывался, как антимода, точнее полное ее отсутствие и корни свои брал из фолк-культуры. Действительно, одежда хиппи скорее напоминает одежду первых поселенцев на фронтире или даже индейских охотников, чем концептуальные творения Куант. Любимые материалы: прочные и непритязательные деним и хлопок. Наряд хиппи идеально приспособлен для путешествий пешком или автостопом: длинные волосы, которые лень стричь, подвязываются ленточкой, чтобы не падали на лоб, а болтающийся на шее мешочек с документами никто не украдет. Не случайно хипповский рок, с одной стороны продолжавший традиции блюза и давший толчок развитию электронной музыки, другой своей второй поворачивался к американской фолк-музыке и кантри, а две героини хипповского мира женщины-барды Джоан Баэз и Меланья Сафка начинали именно как фолк-певицы.

     Поразительна почти детская (или первобытная) любовь хиппи к различным украшениям. Всевозможным нитяным и бисерным фенечкам, заплаткам, кольцам и вышивкам. Первобытная, потому что большинство украшений имело значение амулетов и символов: узор на фенечках подбирался с определенным умыслом, на заплатках вышивалось священное слово «лав» и даже культовый жест хиппи – средний и указательный пальцы в форме буквы V по силе воздействия приравнивались к кресту осеняющему.

     Такого обилия аксессуаров не знала никакая культура ХХ столетия, хиппи отличились именно тем, что могли придумывать культовые вещи практически из любой ерунды. Обвешанные многочисленными фенечками рок-идолы напоминали индейских вождей на Празднике Большого урожая. Еще одна "детская" особенность хиппи, что они (в отличие, кстати, от адептов London look) свели практически на нет понятие сексуальности, и даже различия полов: мужчины и женщины хиппи выглядели и одевались практически одинаково. По сути своей наряд хиппи оборачивался той же униформой, как и хаки "зеленых беретов". Униформой солдат любви.

     Хиппи сами называли себя детьми. Именно таким они хотели видеть мир – жизнью из детских воспоминаний, где нет безобразных вещей, плохих людей, денег и социального неравенства. А есть только музыка и любовь. Для американской молодежи, шокированной "охотой на ведьм" Маккарти, убийством Кеннеди и издерганной Вьетнамской войной, подобная философия показалась выходом. Именно тем Входом-Выходом, о котором говорил Берроуз (самое его известное высказывание "лучший выход – это вход" было потом использовано Джимом Моррисоном в названии своей группы “Doors”).

     Лев Толстой, наверное, переворачивался в гробу, – хиппи свято выполняли его наказ о "сопряжении": они называли друг друга братьями и сестрами, занимались любовью, а не войной, ценили прекрасное и презирали деньги. "Простая публика пусть хлопает, а богатые могут бренчать драгоценностями", – бросил Джон Леннон на концерте, где присутствовала королевская семья. Единственное, что они не хотели делать – трудиться в поте лица своего, пахать и сеять. Достойные занятия были чисто созерцательными: сочинять музыку, рисовать или просто проникать в глубины подсознания и искать смысл жизни с помощью медитаций и галлюциногенов.   

     Апогей попыток хиппи уйти от реальной жизни – это их знаменитые рок-фестивали. В Ньюпорте, Алтамонте и, конечно, Вудстоке. Последний оказался не только самым грандиозным "праздником непослушания" ХХ века, но и показал, как сильно хиппи зависят от ненавистного косного буржуазного общества. Именно полицейские сбрасывали им на протяжении всего фестиваля с вертолетов бесплатную еду и медикаменты, а частные врачи оставляли свою практику, чтобы вовремя оказать помощь. Движение хиппи оказалось экстазом "мирного бунта" и его смертью. Оправившиеся после затянувшегося праздника мальчики и девочки вернулись в университеты и конторы своих отцов, а музыканты и художники к проблемам копирайта.

     Хиппи – это был настоящий праздник, неограниченный полет фантазии. И стиль в одежде отличался полным отсутствием правил и вкуса: весь облик ее обладателя должен был демонстрировать веселую бедность и наплевательское отношение к жизни. Поэтому небрежность в одежде хиппи была нарочитой и искусственной. Дыры на джинсах появлялись не от напряжения сил, а аккуратно прорезались и тщательно обрабатывались пушистой бахромой. Но оказалось, что именно эту универсальность, незатейливость и кичевую красоту хипповской одежды проще всего тиражировать. Стиль хиппи наиболее узнаваем - каждый его элемент, каждый штрих вызывает вполне определенные ассоциации. Немного пригладив и облагородив одежду, оказалось очень просто "одомашнить" и приручить бунт.

     Поэтому через десять лет, когда движение хиппи утратило свой жизненный источник, а его идеологи Дженис Джоплин, Джим Моррисон и Джимми Хэндрикс так или иначе, загнали себя в могилу, хиппи из философского движения превратились в массовый стиль. Чтобы полностью сохранить свой стиль независимым и обязывающим к определенному образу жизни и мыслей, хиппи не хватило радикализма панков. Если человек выглядит, как панк, то, скорее всего, он так себя и ощущает. А человек, одевающийся как хиппи, вполне вероятно просто хочет сойти за интеллектуала или просто считает, что так модно. Разорванные джинсы, купленные в специальном магазине, и сейчас стоят дороже обычных, а заплатки, бисерные бусы, "пацифики", расшитые рюкзаки и платки с "огурцами" стали такими же элементами массовой индустрии одежды, как пиджаки и дамские сумочки.

     А когда в середине 90-х Мадонна увлеклась дзен-буддизмом и решила, что красота духа не менее важна, чем красота тела, она стерла яркую косметику, надела рваные джинсы, замшевую куртку и распустила по плечам естественного цвета волосы. Которые, правда, не оставляли на плечах ни единого пятнышка перхоти.

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить