О принятии и введении в действие правил сертификации

Статьи


     Сегодня мы продолжаем публиковать важные документы в рубрике "Красота и закон". Документ называется "О принятии и введении в действие правил сертификации".


Постановление Госстандарта РФ от 16.11.1999 N 58
"О принятии и введении в действие правил сертификации"
(вместе с "Правилами сертификации услуг парикмахерских")
продолжение...


I. Общие положения



1.1. Данные Правила определяют порядок сертификации в Системе сертификации услуг парикмахерских (далее - Система). Система является открытой для участия в ней организаций различных форм собственности, граждан - предпринимателей (далее - организаций), заинтересованных в проведении работ по сертификации.
1.2. Сертификацию услуг парикмахерских проводят органы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке с привлечением экспертов по услугам парикмахерских и зарегистрированные в Госстандарте России. Оценку систем качества проводят эксперты по сертификации систем качества Системы сертификации ГОСТ Р.
1.3. При сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющая коммерческую тайну.
1.4. Объектами сертификации являются следующие услуги парикмахерских: услуги по уходу за волосами (с применением и без применения химических препаратов), косметические услуги, в том числе услуги по декоративной косметике, услуги по уходу за кожей лица и тела, массаж, услуги по уходу за кожей кистей рук и стоп, ногтями (маникюр, педикюр), за исключением услуг, связанных с нарушением целостности кожных покровов, требующих врачебного контроля, и постижерные работы.
1.5. Перечень услуг парикмахерских, их характеристик и нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводят сертификацию, приведен в приложении А.


II. Структура и состав участников Системы



2.1. Организационную структуру Системы сертификации услуг парикмахерских (приложение Б) образуют:
- Госстандарт России;
- центральный орган Системы сертификации услуг парикмахерских (ЦОС). Функции центрального органа выполняет Московский государственный университет сервиса (МГУС).
- При ЦОС создается Совет Системы сертификации услуг парикмахерских и Научно-методический центр Системы. Совет Системы включает участников Системы и организации, заинтересованные в проведении сертификации услуг парикмахерских.
Функции научно-методического центра Системы выполняет Федеральное государственное унитарное предприятие - Центральный научно-исследовательский институт бытового обслуживания (ЦНИИбыт) при участии Союза парикмахеров и косметологов России (СПКР);
- органы по сертификации услуг парикмахерских;
- исполнители услуг (заявители).
2.2. Госстандарт России осуществляет функции в Системе в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" и Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации.
2.3. Центральный орган Системы по сертификации осуществляет следующие функции:
- организует и координирует работу органов по сертификации, входящих в Систему;
- устанавливает правила, процедуры и управление в Системе;
- готовит предложения по правилам Системы;
- рассматривает апелляции заявителей по поводу действия органов по сертификации, участвующих в Системе;
- разрабатывает и представляет на утверждение в установленном порядке предложения по уточнению номенклатуры услуг, оказываемых в парикмахерских и подлежащих обязательной сертификации;
- участвует в работах по совершенствованию фонда нормативной документации и информирует участников о введении новых и изменении действующих нормативных документов;
выявляет потребность в органах по сертификации.
2.4. Совет Системы участвует в формировании политики в области сертификации услуг парикмахерских и ее осуществлении.
2.5. Научно-методический центр Системы:
- разрабатывает нормативные и основополагающие организационно-методические документы Системы и изменения к ним;
- ведет сбор и анализ информации о результатах деятельности по сертификации и представляет ее Центральному органу;
- оказывает методическую помощь участникам Системы;
- формирует, ведет и актуализирует фонд нормативных документов для сертификации совместно с техническими комитетами по стандартизации (в том числе ТК 346 "Бытовое обслуживание населения" и др.).


III. Требования к нормативным документам



3.1. Нормативными документами при обязательной сертификации услуг парикмахерских являются ГОСТ Р 51142-98 "Услуги парикмахерских. Общие технические условия", Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, а также санитарные нормы и правила и строительные нормы и правила, ссылки на которые приведены в этих документах.


IV. Порядок проведения сертификации



4.1. При сертификации услуг в Системе органам по сертификации следует проверять характеристики (показатели) услуг и условий обслуживания с использованием методов их проверки (оценки), позволяющих полно и достоверно подтвердить соответствие услуги, процесса обслуживания требованиям безопасности, установленным в нормативных документах.
4.2. Обязательным условием сертификации услуг парикмахерских является документальное подтверждение (наличие заключений) соответствующих органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, Госсанэпиднадзора, осуществляющих контроль за безопасностью в пределах своей компетенции. Используемое электрооборудование, препараты и материалы при оказании услуг парикмахерских, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь сертификат соответствия требованиям безопасности.
4.3. Для сертификации услуг парикмахерских применяют схемы сертификации, приведенные в приложении В. Выбор схемы зависит от особенностей услуг парикмахерских.
При проведении работ по обязательной сертификации обеспечивается взаимодействие со службами других ведомств. При этом заявитель должен подготовить и представить в орган по сертификации необходимые документы.
4.4. Во всех схемах сертификации могут быть использованы документальные доказательства соответствия, полученные заявителем вне рамок данного порядка сертификации. Эти документы могут служить основанием для сокращения объема проверок, испытаний, например:
- результаты социологических обследований и экспертных оценок;
- дипломы, подтверждающие участие в конкурсах по парикмахерскому искусству;
- акты проверок, заключения;
- документы, подтверждающие обучение специалистов парикмахерских ведущими отечественными и зарубежными фирмами и т.д.
4.5. Порядок проведения сертификации включает:
- подачу заявки на сертификацию;
- рассмотрение и принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;
оценку оказания услуг установленным требованиям;
- проверку результата услуги;
- принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия (далее - сертификата);
- выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия.
4.6. Для проведения сертификации услуг парикмахерских заявитель направляет заявку (приложение Г) в соответствующий аккредитованный орган по сертификации услуг парикмахерских, а при отсутствии информации о его наличии - в Госстандарт России.
4.7. Орган по сертификации рассматривает заявку и принимает решение о проведении сертификации, в том числе:
- выбирает схему сертификации с учетом специфики услуги и мнения заявителя. Схема сертификации включает оценку оказания услуги, проверку результата услуги и инспекционный контроль за сертифицированной услугой;
- определяет процедуру сертификационной проверки.
Решение по заявке (приложение Д) утверждает руководитель органа по сертификации и направляет заявителю в течение 15 дней.
Если по заявке принимается отрицательное решение, то орган по сертификации сообщает мотивированный отказ.
4.8. Оценка оказания услуг проводится в соответствии с выбранной схемой сертификации. При этом проводят проверку:
- мастерства исполнителя услуг;
- процесса оказания услуг;
- системы качества.
Итоги оценки отражают в акте.
4.9. При проверке результата услуг, указанных в заявке, отбирают объект (клиента) и в присутствии эксперта Системы оценивают качество и безопасность услуги на всех этапах ее выполнения. По результатам оценки составляют протокол.
4.10. При всех схемах сертификации, предусматривающих проверку результата услуг, оценивают выполнение требований, приведенных в приложении А, с учетом конкретного вида услуг.
4.11. Порядок оценки оказания услуг и проверки результата услуг осуществляют на основании рекомендаций, разработанных Научно-методическим центром Системы.
4.12. Орган по сертификации услуг проводит экспертизу всех материалов (акты, протоколы и другие документы, предусмотренные соответствующими схемами сертификации), принимает решение о выдаче сертификата соответствия (приложение Е), оформляет сертификат соответствия, регистрирует его и выдает лицензию на применение знака соответствия. Лицензия выдается в соответствии с Правилами выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия.
4.13. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на сертифицируемую услугу, результатов оценки услуги, но не более чем на три года.
4.14. При отрицательных результатах сертификации орган по сертификации отказывает заявителю в выдаче сертификата с указанием причин и уведомляет об этом соответствующий территориальный орган государственного контроля и надзора по месту расположения парикмахерской для принятия необходимых мер по предупреждению оказания услуг.
4.15. Исполнители услуг парикмахерских применяют знак соответствия путем простановки его на вывеске, квитанции, выдаваемой потребителю, и имеют право использовать его в рекламных проспектах и других материалах. Форма и размеры знака соответствия установлены в ГОСТ Р 50460-92 "Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования".
Знак соответствия применяют в соответствии с Правилами применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции.


V. Инспекционный контроль



5.1. Инспекционный контроль за соблюдением требований к сертифицированной услуге проводят органы по сертификации, выдавшие сертификат.
Система предусматривает возможность участия в инспекционном контроле представителей сторонних организаций (обществ защиты прав потребителей и т.п.) в качестве наблюдателей с правом совещательного голоса.
Инспекционный контроль за сертифицированной услугой содержит следующие виды работ:
- анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированной услуги;
- разработку программы инспекционной проверки;
- создание комиссии для проведения инспекционной проверки;
- проведение инспекционной проверки услуги, оформление результатов и принятие решения.
5.2. Инспекционный контроль осуществляют в течение всего срока действия сертификата, как правило, не реже одного раза в год.
5.3. Объем, содержание, порядок проведения инспекционного контроля определяет орган по сертификации с учетом схемы сертификации, по которой она проводилась.
5.4. Внеплановый инспекционный контроль проводят при поступлении информации о претензиях к сертифицированной услуге от клиентов, а также от органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за услугами в соответствии с законодательными актами. Внеплановый контроль проводится также при поступлении информации от заявителя об изменениях технологии, характеристик услуг и условий обслуживания.
5.5. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.
Акт хранят в органе по сертификации, а его копии направляют исполнителю услуг и организациям, принимавшим участие в инспекционном контроле.
5.6. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации в случае несоответствия услуги требованиям, на которые она была сертифицирована, может приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на право применения знака соответствия.
5.6.1. Действие сертификата и лицензии на право применения знака соответствия может быть приостановлено по соответствующему представлению органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в случае несоблюдения исполнителем услуг требований пожарной безопасности.
5.6.2. Корректирующие мероприятия проводит исполнитель услуг. При этом он:
- информирует об этом заинтересованных участников сертификации;
- согласовывает срок выполнения корректирующих мероприятий и обеспечивает их выполнение.
5.6.3. После выполнения исполнителем услуг корректирующих мероприятий и при положительных результатах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации отменяет решение о приостановлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников.
5.6.4. Информация о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия доводится органом по сертификации, его выдавшим, до сведения всех участников Системы в письменном виде в 15-дневный срок.
5.6.5. Отмена действия сертификата соответствия вступает в силу с момента исключения его из Государственного Реестра.


VI. Порядок рассмотрения апелляций



6.1. В случае несогласия с результатами сертификации или инспекционного контроля заявитель может подать апелляцию в апелляционную комиссию ЦОС.
6.2. Если участник сертификации не удовлетворен принятым решением апелляционной комиссии, он может подать апелляцию в Центральную апелляционную комиссию Госстандарта России.
6.3. Спорные вопросы, возникающие между участниками сертификации, могут быть решены также в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации.


VII. Оплата работ по сертификации



7.1. Оплата работ по сертификации услуг проводится в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" заявителем.
7.2. Все расходы, связанные с проведением сертификации услуг, оплачивает заявитель, претендующий на получение сертификата, независимо от результатов сертификации.


Продолжение следует...


Текст документа предоставлен компанией "Консультант Плюс".

Отзывы : 0

    Оставить отзыв

    Отменить