Мыло - одна из групп товаров народного потребления, относящаяся к категории "первой необходимости". Именно мыло в "переломные периоды истории" исчезает с прилавков в первую очередь. Конечно, времена тотального дефицита прошли (как мы надеемся безвозвратно), а панический скачок спроса так и останется скачком. Но все-таки наступивший экономический кризис, несомненно, внес изменения в структуру потребительского спроса и в отношении такого товара, как туалетное мыло.


     Для того, чтобы понять насколько изменилась ситуация в настоящий момент, давайте рассмотрим, как обстояли дела непосредственно до кризиса. И в этом нам опять поможет одна из ведущих российских исследовательских компаний "Комкон-2".


     Данные приводятся из R-TGI (Индекс целевых групп).
     В июне-августе 1998 г. было опрошено более 17.400 респондентов в возрасте от 10 лет и старше, в 42 областных центрах России.
     Опрос: потребление предметов гигиены за июнь-август 1998 г.
     Общее количество респондентов принято за 100%. Из них пользовались:


Импортным туалетным мылом 72,84%
Отечественным туалетным мылом 73,94%



     (Сумма выше 100% означает, что у части респондентов присутствовало одновременно и отечественное, и импортное туалетное мыло.)

     Таким образом, мы видим, что непосредственно перед кризисом российский потребитель практически в равной степени пользовался, как российским, так и импортным мылом. Ну а нормы потребления туалетного мыла показывают, что россияне и "чай пьют с сахаром, и руки с мылом моют".

Таблица 1


Мыло израсходовано за месяц
%от числа опрошенных
1 шт
20,38
2 шт
34,89
3 шт
18,00
4 шт
12,02
5 шт
10,6


     Пожалуй, самым интересным показателем является возрастной профиль потребителей.
  

     Существенные отличия в предпочтениях потребителей между импортным и отечественным мылом наиболее резко проявляется у групп потребителей старше 45 лет. Явный перевес отечественного мыла в выборе нашего старшего поколения обоснован как сформировавшимися устойчивыми привычками, так и невысоким уровнем дохода.
     В качестве основной группы потребителей импортного мыла можно выделить людей в возрасте от 25 до 45 лет. Эта возрастная категория характеризуется наибольшей потребительской активностью.
     Из таблицы 2 мы можем судить о том, что среди пользующихся отечественным мылом преобладают респонденты с потребительской активностью ниже среднего, а среди пользующихся импортной продукцией с высокой потребительской активностью.
     Тем не менее распределение предпочтений между группами населения с различной потребительской активностью произошло достаточно равномерно.
     Единственное существенное отличие в показателях - самое маленькое количество потребителей импортного туалетного мыла в группе с низкой потребительской активностью.

Таблица 2


Потребительская активность
% от потр. имп. туал. мыла
% от потр. отеч. туал. мыла
Высокая
24,33
17,78
Выше среднего
21,98
18,16
Средняя
21,03
19,67
Ниже среднего
19,35
22,44
Низкая
13,3
21,96


     При этом достаточно большой процент потребителей отечественного мыла имеет высокую потребительскую активность. Отчасти это обусловлено уже сформировавшимися привычками, отчасти образом отечественной продукции как натуральной и безопасной. К тому же новые виды продукции отечественных производителей вполне достойны высокой оценки. (Например, "Цветы любви" и "Дивный сад" - "Невская косметика").

Места приобретения туалетного мыла



     Мыло, как правило, не является предметом, ради приобретения которого специально отправляются в магазин. Его, в основном, покупают либо в торговых точках, расположенных на "пути следования", либо "заодно" с другими регулярными покупками. Помимо этого, высокий уровень покупок мыла приходится на аптеки — как никак, а мыло все-таки средство гигиены.
     Вообще места приобретения отечественного и импортного мыла одинаковы. Разве что покупатели импортного мыла чуть чаще делают свою покупку в супермаркетах и минимаркетах, чем покупатели отечественного мыла.

Таблица 3


Где можно купить
% от потр. имп. мыла
% от потр. отеч. мыла
В гастрономах, универмагах
20,53
20,69
В супермаркетах
4,50
3,66
В аптеках
16,70
16,53
В фирменных магазинах
6,49
5,66
В киосках и ларьках
12,56
12,72
На мелкооптовом рынке
7,92
7,16
В минимаркете
3,44
2,81
С лотка на улице
11,01
10,86


Александр Фридман, наш консультант, руководитель проектов по исследованию рынка косметики и парфюмерии компании "КОМКОН-Фарма"

Комментарии : 0

    Оставить комментарий

    Отменить